Музыка

Перейти к просмотру AR

Русская культурная экспансия на Запад началась с музыки. «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Евгений Онегин» второе столетие не сходят с мировых оперных сцен. Чайковский — самый цитируемый музыкант столетия. И нет в мире пианиста, который не исполнял бы Рахманинова.
Как русские композиторы восходили на Олимп мировой музыки? Кто сегодня пишет новую классику и поет под сводами Собора Парижской Богоматери? «Русский феномен. Культурный код» собрал русских музыкантов, композиторов и творческих объединений, которые взломали музыкальный код и изменили представление о национальной классической музыке во всем мире.

Русская культурная экспансия на Запад началась с музыки. «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Евгений Онегин» второе столетие не сходят с мировых оперных сцен. Чайковский — самый цитируемый музыкант столетия. И нет
в мире пианиста, который не исполнял
бы Рахманинова.
Как русские композиторы восходили
на Олимп мировой музыки? Кто сегодня пишет новую классику и поет под
сводами Собора Парижской Богоматери? «Русский феномен. Культурный код» собрал русских музыкантов, композиторов и творческих объединений, которые взломали музыкальный код и изменили представление о национальной классической музыке во всем мире.

Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковский. спектакль театра Кремлёвский балет

Лебединое озеро

Евгений Онегин и Татьяна Ларина

Евгений Онегин и Татьяна Ларина

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОД

З

олотой век» классической музыки в России открывает Михаил Глинка — создатель русской оперы. Берет европейскую форму, наполняет ее русскими мотивами, «галочками» и 5-стопниками - получается «Иван Сусанин».

Опера как искусство на пике популярности. Европейскую публику, искушенную барочным Генделем, романтическими Россини и Верди и академичными немцами, взрывают самобытные мотивы, безудержные диковинные пляски.

К концу XIX века музыку русских композиторов исполняют во всех крупных залах Европы и США. Премьеры Глинки и Чайковского имеют оглушительный успех. «Евгений Онегин», «Пиковая Дама» - это не Пушкин, это теперь Чайковский.

За год до «Русских сезонов» Париж рукоплещет композиторам на «Исторических русских концерты». Великий импресарио Сергей Дягилев после успеха русских художников за рубежом продолжает культурный поход на Европу. Пять концертов — оперы, многие из которые до сих пор идут по всему миру: «Руслан и Людмила» и «Камаринская» Михаила Глинки, «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова, «Чародейки» Петра Чайковского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Трепак», «Песня о блохе» и «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. В Гранд Опера концертируют композиторы Артур Никиш, Николай Римский-Корсаков, пианист Иосиф Гофман, певец Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов играет фортепианный концерт.

Впервые русская музыка в Западной Европе звучала в таком масштабе.

З

олотой век» классической музыки в России открывает Михаил Глинка — создатель русской оперы.

Берет европейскую форму, наполняет ее русскими мотивами, «галочками» и 5-
стопниками - получается «Иван Сусанин».

Опера как искусство на пике популярности. Европейскую публику, искушенную барочным Генделем, романтическими Россини и Верди и академичными немцами, взрывают самобытные мотивы, безудержные диковинные пляски.

К концу XIX века музыку русских композиторов исполняют во всех крупных залах Европы и США. Премьеры Глинки и Чайковского имеют оглушительный успех. «Евгений Онегин», «Пиковая Дама» - это не Пушкин, это теперь Чайковский.

За год до «Русских сезонов» Париж рукоплещет композиторам на «Исторических русских концерты». Великий импресарио Сергей Дягилев после успеха русских художников за рубежом продолжает культурный поход на Европу. Пять концертов — оперы, многие из которые до сих пор идут по всему миру: «Руслан и Людмила» и «Камаринская» Михаила Глинки, «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова, «Чародейки» Петра Чайковского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Трепак», «Песня о блохе» и «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. В Гранд Опера концертируют композиторы Артур Никиш, Николай Римский-Корсаков, пианист Иосиф Гофман, певец Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов играет фортепианный концерт.

Впервые русская музыка в Западной Европе звучала в таком масштабе.

Михаил Глинка

«Евгений Онегин» театр Вахтангова афиша

Сцена из опера Глинки «Иван Сусанин»

«Евгений Онегин» театр Вахтангова афиша

Афиша «Борис Годунов»

Афиша «Ночь перед рождеством» Римский-Корсаков. Лейпциг

Афиша «Ночь перед рождеством» Римский-Корсаков. Лейпциг

Афиша «Иван Сусанин». Жизнь за Царя. Глинка, 1896 год

Афиша Опера «Князь Игорь». А. Бородин. Лейпциг

Афиша «Иван Сусанин». Жизнь за Царя. Глинка, 1896 год

Афиша Опера «Князь Игорь». А. Бородин. Лейпциг

ВЕЛИКАЯ ПЯТЕРКА

С

реди фаворитов публики — оперы и концерты «могучей кучки» композиторов. В дружеский кружок входили Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Они жарко спорят о национальной традиции в музыке, называют себя наследниками Глинки и музыкальными средствами стараются передать русскую внутреннюю стихию,

национальный фольклор и предания. Так появляются оперы «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского.

С

реди фаворитов публики — оперы и концерты «могучей кучки» композиторов. В дружеский кружок

входили Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Они жарко спорят о национальной традиции в музыке, называют себя наследниками Глинки и музыкальными средствами стараются передать русскую внутреннюю стихию, национальный фольклор и предания. Так появляются оперы «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского.

Успех русского балета отчасти тоже был объяснен музыкой. «Симфоническая музыка, которая раньше не использовалась в балетах, либо которая была написана специально, по заказу. Для Европы это была диковинка», - говорит ректор Академии русского балета им. Вагановой говорит Николай Цескаридзе.

Успех русского балета отчасти тоже был объяснен музыкой. «Симфоническая музыка, которая раньше не использовалась в балетах,
либо которая была написана специально, по заказу.
Для Европы это была диковинка», - говорит ректор Академии русского балета им. Вагановой говорит Николай Цескаридзе.

Имена Мусоргского, Римского-Корсакова и других на десятилетия определяют русскую симфоническую музыку и репертуар мировых сцен. Они искали смыслы и национальную идентичность — нашли всемирную славу.

Успех в обращении к исконной теме, поиск истинной самобытности за русской пятеркой пытаются повторить французы. Созданная по образу, «французская шестерка» композиторов также ищет национальный музыкальный язык.

Имена Мусоргского, Римского-Корсакова
и других на десятилетия определяют русскую симфоническую музыку и репертуар мировых сцен. Они искали смыслы и национальную идентичность — нашли всемирную славу.

Успех в обращении к исконной теме, поиск истинной самобытности за русской пятеркой пытаются повторить французы.
Созданная по образу, «французская шестерка» композиторов также ищет национальный музыкальный язык.

Опера «Борис Годунов» Модест Мусоргский

Премьера оперы «Князь Игорь» Пермский театр оперы и балета

Опера Римского-Корсакова «Снегурочка»

Модест МУСОРГСКИЙ

Н

а премьере «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского главную партию исполняет Федор Шаляпин. В конце выступления публика Гранд опера вставала на кресла, неистово кричала, махала и стучала.

Н

а премьере «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского главную партию исполняет Федор Шаляпин. В конце

выступления публика Гранд опера вставала на кресла, неистово кричала, махала и стучала.

«Европа приняла в себя, впитала Мусоргского, его «Бориса Годунова», и приняла, впитала в себя Шаляпина, его громадное чудо, его громадный гений», – так пересказывал французский балейтмейстер Серж Лифарь. По словам Сергея Дягилева, премьеру спектакля невозможно описать, Париж был потрясен. Народная песня и сюжет, церковная музыка, особая мелодика, гармонии и форма — Мусоргский нашел национальный новаторский стиль. По масштабу и влиянию на музыку его ставят в один ряд с немцем Вагнером — признанным крупнейшим реформатором европейской оперы. Офицер, который предугадал и Малера, и Шёнберга — пишут о Мусоргском критики.

«Европа приняла в себя, впитала Мусоргского, его «Бориса Годунова», и приняла, впитала в себя Шаляпина, его громадное чудо, его громадный гений», – так пересказывал французский балейтмейстер Серж Лифарь. По словам Сергея Дягилева, премьеру спектакля невозможно описать,
Париж был потрясен.
Народная песня и сюжет, церковная музыка, особая мелодика, гармонии и форма — Мусоргский нашел национальный новаторский стиль. По масштабу и влиянию на музыку его ставят в один ряд с немцем Вагнером — признанным крупнейшим реформатором европейской оперы. Офицер, который предугадал и Малера,
и Шёнберга — пишут
о Мусоргском критики.

Новаторство Мусоргского современники оценили не сразу. Композитор ненавидит рутину и не признает авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» обращает мало внимания, а композиторскими приёмами прежних эпох пользоваться не желает. Авторскую драматургию «Годунова» называли «неудачным либретто», а в музыке усматривали «шероховатости и промахи». Впрочем, это не помешало «Борису Годунову» закрепиться на мировых сценах на несколько столетий.

Весь XX век композиторы продолжают обрабатывать музыку Мусоргского. «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки» - одни из самые популярных сочинений для оркестра. Самую узнаваемую оркестровку «Картинок» делает француз Морис Равель. В наши дни наоборот - чтобы сыграть оперы Мусоргского в восстановленной авторской оркестровке, в Михайловский театр приезжает лондонский оркестр.

Новаторство Мусоргского современники оценили не сразу. Композитор ненавидит
рутину и не признает авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» обращает мало внимания, а композиторскими приёмами прежних эпох пользоваться не желает. Авторскую драматургию «Годунова» называли «неудачным либретто», а в музыке усматривали «шероховатости и промахи». Впрочем, это
не помешало «Борису Годунову» закрепиться
на мировых сценах на несколько столетий.

Весь XX век композиторы продолжают обрабатывать музыку Мусоргского. «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки» - одни из самые популярных сочинений для оркестра. Самую узнаваемую оркестровку «Картинок» делает француз Морис Равель. В наши дни наоборот - чтобы сыграть оперы Мусоргского
в восстановленной авторской оркестровке,
в Михайловский театр приезжает лондонский оркестр.

Иллюстрация к опере «Борис Годунов» Мусоргского

Федор Шаляпин

М.П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе»

М.П. Мусоргский «Картинок с выставки»

М.П. Мусоргский «Картинок с выставки»

М.П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе»

Николай РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Е

ще один Атлант русской музыки — композитор, педагог, дирижер Николай Римский-Корсаков. В историю он вошел и как редактор сочинений рано ушедших друзей — представителей великой пятерки Даргомыжского, Мусоргского и Бородина.

Римский-Корсаков создает свою систему ладогармонических средств - «гамму Римского-Корсакова», передающую фантастические образы. Напитанные национальным колоритом «Антар», «Шахеразаде», «Золотой петушок» имеют оглушительный успех, пробуждают в Европе интерес к культурам Закавказья и Средней Азии.

А морские пейзажи в «Садко», «Сказке о царе Салтане», цикл романсов «У моря» во многом определяют звукопись природы у француза Дебюсси и итальянца Респиги.

Сегодня самобытный русский характер привлекает зарубежную публику не меньше, чем тогда. В 2021 году оперу «Псковитянка» Римского-Корсакова ставит на фестивале Grange Park Opera в Лондоне британский режиссер Дэвидом Паунтни — современное прочтение с аллюзиями в XXI век и попыткой разгадать русских характер.

Е

ще один Атлант русской музыки — композитор, педагог, дирижер Николай Римский-Корсаков. В историю

он вошел и как редактор сочинений рано ушедших друзей — представителей великой пятерки Даргомыжского, Мусоргского и Бородина.

Римский-Корсаков создает свою систему ладогармонических средств - «гамму Римского-Корсакова», передающую фантастические образы. Напитанные национальным колоритом «Антар», «Шахеразаде», «Золотой петушок» имеют оглушительный успех, пробуждают в Европе интерес к культурам Закавказья и Средней Азии. А морские пейзажи в «Садко», «Сказке о царе Салтане», цикл романсов «У моря» во многом определяют звукопись природы у француза Дебюсси и итальянца Респиги.

Сегодня самобытный русский характер привлекает зарубежную публику не меньше, чем тогда. В 2021 году оперу «Псковитянка» Римского-Корсакова ставит на фестивале Grange Park Opera в Лондоне британский режиссер Дэвидом Паунтни — современное прочтение с аллюзиями в XXI век и попыткой разгадать русских характер.

Обложка первого издания партитуры оперы «Золотой петушок» с подзаголовком «Небылица в лицах», 1908 год

Обложка к опере «Псковитянка»

«Шахеразаде», Николай РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

««Антар»», Николай РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

«Шахеразаде», Николай РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

««Антар»», Николай РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Петр ЧАЙКОВСКИЙ

Б

алет Петра Чайковского «Лебединое озеро» – один из самых часто исполняемых в мире. Танец лебедей давно уже живет вне музыки, оторвавшись от своего создателя. По нему сняты фильмы и мультфильмы, а сколько раз использованы музыкальные партии узнать невозможно. Кто-то подсчитал, что каждые шесть минут на планете играется одно из произведений Чайковского — столь же часто исполняют только «Божественного Амадея» Моцарта.

Петр Ильич не входил в кружок, но одновременно создавал русскую идентичность в мировой музыке.
По данным сервиса Spotify, в 2020 году произведения Петра Чайковского возглавили топ самой популярной в мире российской музыки. Чаще всего пользователи слушали отрывки балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Чтобы отметить вклад композитора в развитие мировой культуры, Spotify разместил его портрет на билборде на Таймс-сквер в Нью-Йорке.

Как уроженец Вятской губернии стал одним из самых исполняемых композиторов мира?

Чайковскому удалось создать шедевры, которые стали одновременно чистым образцом классической музыки и самыми цитируемыми произведениями в массовой культуре.

Он давно вне времени и национальностей. С 1974 года увертюра Чайковского «1812» с пушками и колоколами завершает празднование Дня независимости США.

Таков масштаб гения.

Б

алет Петра Чайковского «Лебединое озеро» – один из самых часто исполняемых в мире. Танец лебедей

давно уже живет вне музыки, оторвавшись от своего создателя. По нему сняты фильмы и мультфильмы, а сколько раз использованы музыкальные партии узнать невозможно. Кто-то подсчитал, что каждые шесть минут на планете играется одно из произведений Чайковского — столь же часто исполняют только «Божественного Амадея» Моцарта.

Петр Ильич не входил в кружок, но одновременно создавал русскую идентичность в мировой музыке. По данным сервиса Spotify, в 2020 году произведения Петра Чайковского возглавили топ самой популярной в мире российской музыки. Чаще всего пользователи слушали отрывки балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Чтобы отметить вклад композитора в развитие мировой культуры, Spotify разместил его портрет на билборде на Таймс-сквер в Нью-Йорке.

Как уроженец Вятской губернии стал одним из самых исполняемых композиторов мира?

Чайковскому удалось создать шедевры, которые стали одновременно чистым образцом классической музыки и самыми цитируемыми произведениями в массовой культуре.

Он давно вне времени и национальностей. С 1974 года увертюра Чайковского «1812» с пушками и колоколами завершает празднование Дня независимости США.

Таков масштаб гения.

Петр Ильич Чайковский в Харькове. 1893 год

Чайковский «Лебединое Озеро» Марьин А.А. 2015 год

Композитор Петр Чайковский среди педагогов Тифлисского музыкального училища. 1887-й год

Чайковский «Лебединое Озеро» Марьин А.А. 2015 год

Сергей Рахманинов

Е

ще один «самый русский композитор» Сергей Рахманинов — поистине дипломат от русской культуры в мире. Продолжая традиции оперы Мусоргского, Чайковского, он соединяет московскую и петербургскую композиторские школы и отправляется на Запад. Его популярность в США огромна. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей, Рахманинов живет в персональном

железнодорожном вагоне вместо гостиниц. Бурную концертную деятельность он не прекращает вплоть до своей смерти.

Сегодня нет в мире пианиста, в репертуаре которого не было бы произведения Рахманинова.

Традиционалисты-нон-конформисты

Е

ще один «самый русский композитор» Сергей Рахманинов — поистине дипломат от русской культуры в мире.

Продолжая традиции оперы Мусоргского, Чайковского, он соединяет московскую и петербургскую композиторские школы и отправляется на Запад. Его популярность в США огромна. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей, Рахманинов живет в персональном железнодорожном вагоне вместо гостиниц. Бурную концертную деятельность он не прекращает вплоть до своей смерти.

Сегодня нет в мире пианиста, в репертуаре которого не было бы произведения Рахманинова.

С. Рахманинов - Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль минор, Транскрипции - В. Ересько, Г. Проваторов

С. Рахманинов

С. Рахманинов - Лазарь Берман, Клаудио Аббадо* - Лондонский Симфонический Оркестр* - Концерт №3 Для Фортепиано С Оркестром Ре Минор, Соч. 30

С. Рахманинов - Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль минор, Транскрипции - В. Ересько, Г. Проваторов

С. Рахманинов - Лазарь Берман, Клаудио Аббадо* - Лондонский Симфонический Оркестр* - Концерт №3 Для Фортепиано С Оркестром Ре Минор, Соч. 30

С. Рахманинов - Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль минор, Транскрипции - В. Ересько, Г. Проваторов

ХОР СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Б

Соборе парижской Богоматери пять тысяч зрителей. Под свободами собора звучат самые народные мотивы "Во кузнице" и "На горушке, на горе" в исполнение живого «симфонического оркестра» - хора Сретенского монастыря. Вместе со всем залом им аплодирует епископ собора.

Живой орга́н, феномен исполнительского искусства.

Б

Соборе парижской Богоматери пять тысяч зрителей. Под свободами собора звучат самые народные мотивы "Во ку-

во кузнице" и "На горушке, на горе" в исполнение живого «симфонического оркестра» - хора Сретенского монастыря. Вместе со всем залом им аплодирует епископ собора.

Живой орга́н, феномен исполнительского искусства.

«30 человек с голосовой палитрой, заменяющей оркестр. Два баса-октависта, роскошь, которой славятся только русские хоровые коллективы», — говорит регент хора Никон Жила.

Хор при московском Сретенском монастыре существует уже больше 600 лет — с момента в 1397 году.

Сегодня они заняли место хранителей и послов русской культуры. Репертуар колектива - синтез уникального наследия классической русской музыки, от церковного богослужения до лучших образцов светского звучания. От древних сочинений и народной музыки «Ах ты, степь широкая» до «Let my people go» - впрочем, это песня тоже весьма духовная, основанная на библейском сюжете.

Хор Сретенского монастыря выступал в 35 странах, давал концерт в ЮНЕСКО. Их любят на всех континентах. Над Великой Китайской стеной разносились «Амурские волны», в Америке — «Ах ты, степь широкая». «Катюше» в их исполнении иностранная публика аплодирует стоя.

Основа хора – семинаристы, студенты и выпускники духовных семинарий и академии, вокалисты классических музыкальных консерваторий и академий. В коллективе начинали свой путь Дмитрий Белосельский — сегодня солист Большого, постоянный приглашенный солист театров Ла Скала, Метрополитен-опера, Венской оперы, и Алексей Татаринцев — тенор Большого театра и «Новой оперы» и зарубежных театров. Они продолжают путь уже на мировой оперной сцене.

Хор при московском Сретенском монастыре существует уже больше 600 лет — с момента
в 1397 году.

Сегодня они заняли место хранителей и послов русской культуры. Репертуар колектива - синтез уникального наследия классической русской музыки, от церковного богослужения до лучших образцов светского звучания. От древних сочинений и народной музыки «Ах ты, степь широкая» до «Let my people go» - впрочем,
это песня тоже весьма духовная, основанная
на библейском сюжете.

Хор Сретенского монастыря выступал в 35 странах, давал концерт в ЮНЕСКО. Их любят
на всех континентах. Над Великой Китайской стеной разносились «Амурские волны»,
в Америке — «Ах ты, степь широкая».
«Катюше» в их исполнении иностранная публика аплодирует стоя.

Основа хора – семинаристы, студенты
и выпускники духовных семинарий
и академии, вокалисты классических музыкальных консерваторий и академий.
В коллективе начинали свой путь Дмитрий Белосельский — сегодня солист Большого, постоянный приглашенный солист театров
Ла Скала, Метрополитен-опера, Венской оперы, и Алексей Татаринцев — тенор Большого театра
и «Новой оперы» и зарубежных театров.
Они продолжают путь уже на мировой
оперной сцене.

Хор Сретенского Монастыря, Солист Иван Леонов

Хор Сретенского Монастыря

Хор Сретенского Монастыря, Солист Вадим Зарипов

Хор Сретенского Монастыря

НАСТАСЬЯ ХРУЩЕВА

С

овременные авторы вновь отрицают предшественников и ищут свою почву.

Композитор, автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее», выпускница Санкт-Петербургской консерватории. Хрущеву именуют «музыкантом высшей пробы», а ее монодрамы собирают аншлаги в филармониях. «Магбет» Хрущевой в соавторстве с поэтом Алексеем Никоновым -

и художественное высказывание, и перфоманс, сосредоточие маргинальной и высокой традиции
и эксперимент, почти не имеющий отношения к Шекспиру.

С

овременные авторы вновь отрицают предшественников и ищут свою почву.

Композитор, автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее», выпускница Санкт-Петербургской консерватории. Хрущеву именуют «музыкантом высшей пробы», а ее монодрамы собирают аншлаги в филармониях. «магбет» Хрущевой в соавторстве с поэтом Алексеем Никоновым - и художественное высказывание, и перфоманс, сосредоточие маргинальной и высокой традиции и эксперимент, почти не имеющий отношения к Шекспиру.

Хрущева не только пишет музыку, но продолжает подобно тем, кто был вначале пути, исследовать ее глубины и самость.

Хрущева не только пишет музыку, но продолжает подобно тем, кто был вначале пути, исследовать ее глубины и самость. «Экзистенциальная яма, бездна, яма и одновременно высь — это активное ощущение, а не отсутствие эмоций», - так описывает она национальное искусство. И музыка Хрущевой, и ее книги на гране между исследованием и манифестом. «Композитор сегодня может писать только из состояния сознания, когда он понимает Время академической музыки закончилось и из этого конца мира композиторов он должен начинать писать», - говорит Хрущева.

Хрущева не только пишет музыку, но продолжает подобно тем, кто был вначале пути, исследовать ее глубины
и самость. «Экзистенциальная яма, бездна, яма
и одновременно высь —
это активное ощущение,
а не отсутствие эмоций», -
так описывает она национальное искусство.
И музыка Хрущевой, и ее книги на гране между исследованием
и манифестом.
«Композитор сегодня может писать только из состояния сознания, когда он понимает Время академической музыки закончилось и из этого конца мира композиторов он должен начинать писать», - говорит Хрущева.

Настасья Хрущева

Настасья Хрущева с Артур Зобнин

Настасья Хрущева. Дом культуры Громов. 29.08.2018 года

Сергей старостин

Р

оссийский фолк-музыкант, мультиинструменталист, профессиональный фольклорист и этнограф, участник Moscow Art Trio не просто пишет музыку. Он - исследователь и хранитель традиций, коллекционер образцов народной музыки. Смело смешивает традиционную мелодию с классическим джазом и авангардом. В 2000-х Старостин получает признание на Западе,

его номинируют на премию «World Music AWARDS» как лучшего этнического музыканта Европы. Уникальный репертуар в виртуозном исполнении с этническими инструментами, которые порой музыкант делает сам, зачаровывает публику.

Р

оссийский фолк-музыкант, мультиинструменталист, профессиональный фольклорист

и этнограф, участник Moscow Art Trio не просто пишет музыку. Он - исследователь и хранитель традиций, коллекционер образцов народной музыки. Смело смешивает традиционную мелодию с классическим джазом и авангардом. В 2000-х Старостин получает признание на Западе, его номинируют на премию «World Music AWARDS» как лучшего этнического музыканта Европы. Уникальный репертуар в виртуозном исполнении с этническими инструментами, которые порой музыкант делает сам, зачаровывает публику.

Сергей Старостин.

Сергей Старостин.

АЛЕКСЕЙ ТАТАРИНЦЕВ

Т

енор Большого театра и «Новой оперы» Алексей Татаринцев - дитя классической музыки — востребован не только дома, но и на Западе. Красивый голос, темперамент, харизма. «Самородок» из Тамбова сегодня то Альфред в «Травиате» Дж. Верди на сцене Палм Бич Оперы (США), то герцог Мантуанский в «Риголетто» Дж. Верди в Опере Мальмё (Швеция), то граф Альмавива в «Севильском

цирюльнике» Дж. Россини на фестивале в Савонлинна. Татаринцев — любимейший российской публикой Ленский и Менестрель в операх Чайковского. Он одинаково блестяще справляется с современными партитурами и сочинениями Шнитке и Щедрина. Публика ценит лирический голос Татаринцева и «драматургию» внутри, которыми певец наделяет героев и окрашивает великую музыку. Его голосом продолжают петь русские классики.

Т

енор Большого театра и «Новой оперы» Алексей Татаринцев - дитя классической музыки — востребован не только дома,

но и на Западе. Красивый голос, темперамент, харизма. «Самородок» из Тамбова сегодня то Альфред в «Травиате» Дж. Верди на сцене Палм Бич Оперы (США), то герцог Мантуанский в «Риголетто» Дж. Верди в Опере Мальмё (Швеция), то граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини на фестивале в Савонлинна. Татаринцев — любимейший российской публикой Ленский и Менестрель в операх Чайковского. Он одинаково блестяще справляется с современными партитурами и сочинениями Шнитке и Щедрина. Публика ценит лирический голос Татаринцева и «драматургию» внутри, которыми певец наделяет героев и окрашивает великую музыку. Его голосом продолжают петь русские классики.

«Музыка любви», концерт Агунды Кулаевой и Алексея Татаринцева 25.12.2013 год

Алексей Татаринцев «Флория Тоска»

Награждение Алексея Татаринцева за партию Ромео, «Золотая маска»

ПОЛИНА ШАМАЕВА

Е

ще одна звезда московского театра «Новая Опера», солистка Венгерского государственного оперного театра в Будапеште - одна из самых востребованных оперных певиц. В её репертуаре десятки произведений разных эпох, исполненные на прославленных сценах мира.

Шамаева бросает вызов себе и не боится пасть перед великими предшественниками. На мировой премьере «Реквиема» американо-израильского композитора Эли Тамара Полина исполняет партию для меццо-сопрано и хор а-капелла — 45 минут практически без перерыва, сложнейшая по языку партитура.

Е

ще одна звезда московского театра «Новая Опера», солистка Венгерского государственного оперного театра

в Будапеште - одна из самых востребованных оперных певиц. В её репертуаре десятки произведений разных эпох, исполненные на прославленных сценах мира.

Шамаева бросает вызов себе и не боится пасть перед великими предшественниками. На мировой премьере «Реквиема» американо-израильского композитора Эли Тамара Полина исполняет партию для меццо-сопрано и хор а-капелла — 45 минут практически без перерыва, сложнейшая по языку партитура.

Шамаева бросает вызов себе и не боится пасть перед великими предшественниками. На мировой премьере «Реквиема» американо-израильского композитора Эли Тамара Полина исполняет партию для меццо-сопрано и хор а-капелла — 45 минут практически без перерыва, сложнейшая по языку партитура.

«Конечно, можно было отказаться от этого проекта, но я осознаю - если я не возьмусь за эту работу, то никто не возьмется. А исполнить то, что написал композитор-современник, нужно», - говорит смелая Шамаева.
Так Полина Виардо исполнила у себя в салоне «Евгения Онегина» Чайковского еще до премьеры».

Фотографии из личного архива Полины Шамаевой

Фотографии из личного архива Полины Шамаевой

КАРИНА ПОГОСБЕКОВА

Е

узыкант с безупречным вкусом и концертмейстер, автор проекта камерной музыки. Пианистка Карина Погосбекова взяла на себя культурную миссию по возрождению камерного вокального исполнения. Подобно лучшим импрессарио, она находит новое талантливое и соединяет со зрителем. Непредсказуемая, смелая, с тонким вкусом. В репертуаре ее вечеров - от классиков

современности до молодых композитора, лучшие композиторы и исполнители - от Китая до России и Армении, лучшие произведения мировой классической оперы, современной духовной музыки и мюзикла. Погосбекова находит музыку, которая говорит «вполне человеческим» языком.

Е

узыкант с безупречным вкусом и концертмейстер, автор проекта камерной музыки. Пианистка Карина

Погосбекова взяла на себя культурную миссию по возрождению камерного вокального исполнения. Подобно лучшим импрессарио, она находит новое талантливое и соединяет со зрителем. Непредсказуемая, смелая, с тонким вкусом. В репертуаре ее вечеров - от классиков современности до молодых композитора, лучшие композиторы и исполнители - от Китая до России и Армении, лучшие произведения мировой классической оперы, современной духовной музыки и мюзикла. Погосбекова находит музыку, которая говорит «вполне человеческим» языком.

Погосбекова К. Л., фото Московской государственной консерватории

Погосбекова К. Л., фото Московской государственной консерватории

ДЕНИС ФОН МЕКК

Е

сть личность, играющая первенствующую роль в истории моей жизни... всем моим благополучием и возможностью

всецело отдаваться любимому труду я обязан ей», - писал Чайковской о своей благотворительнице, меценате Надежде фон Мекк. Волонтер культуры фон Мекк цитирует именитого предка: «Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка».

«Интерес к творчеству Петра Ильича возрастает год от года, причем по всему миру, - говорит Денис фон Мекк. - Наверное, подлинное искусство сильнее культурных различий, моды и даже времени».

Е

сть личность, играющая первенствующую роль

в истории моей жизни... всем моим благополучием и возможностью всецело отдаваться любимому труду я обязан ей», - писал Чайковской о своей благотворительнице, меценате Надежде фон Мекк. Волонтер культуры фон Мекк цитирует именитого предка: «Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка».

«Интерес к творчеству Петра Ильича возрастает год от года, причем по всему миру, - говорит Денис фон Мекк. - Наверное, подлинное искусство сильнее культурных различий, моды и даже времени».

Большую часть жизни она оказывала финансовую помощь композитору, дав возможность гению творить без оглядки на материальные заботы.

Денис фон Мекк — потомок семей Чайковских и фон Мекков — продолжает дело именитых предков. Созданный им международный благотворительный фонд занимается популяризаторскими и благотворительными проектами. Он издает и переводит на другие языки книги и исследования, посвященные жизни и творчеству великого предка, организовывает концерты, ездит с лекциями по всему миру. Сегодня фонд работает в трех странах, в планах - Китай, США, Италия, Корея, Франция, Грузия.

Большую часть жизни она оказывала финансовую помощь композитору, дав возможность гению творить без оглядки

на материальные заботы.

Денис фон Мекк — потомок семей Чайковских и фон Мекков — продолжает дело именитых предков. Созданный им международный благотворительный фонд занимается популяризаторскими и благотворительными проектами. Он издает и переводит на другие языки книги и исследования, посвященные жизни и творчеству великого предка, организовывает концерты, ездит
с лекциями по всему миру. Сегодня фонд работает в трех странах,
в планах - Китай, США, Италия, Корея,
Франция, Грузия.

Фотографии из личного архива Дениса Фон Мекка

Фотографии из личного архива Дениса Фон Мекка

ИРИНА ГЕРАСИМОВА

Г

енеральный директор и руководитель РГМЦ, радио «Орфей» вместе с ведущими музыкальными театрами и музеями восстанавливает утерянные произведения композиторов, ценные книги и нотные материалы. Ее проект «Возрождаем наследие русских композиторов» созданы единственные в своем роде фильмы о жизни и творчестве забытых российских авторов музыки: А. Аренского, Н. Голованова,

А. Мосолова, Л. Половинкина. История — в одной руке Герасимовой. Другой же — она продвигает молодых современных авторов классической музыки. И делает так, чтобы слушали.

Г

енеральный директор и руководитель РГМЦ, радио «Орфей» вместе
с ведущими музыкальными театрами

и музеями восстанавливает утерянные произведения композиторов, ценные книги и нотные материалы. Ее проект «Возрождаем наследие русских композиторов» созданы единственные в своем роде фильмы о жизни и творчестве забытых российских авторов музыки: А. Аренского, Н. Голованова, А. Мосолова, Л. Половинкина.

История — в одной руке Герасимовой. Другой же — она продвигает молодых современных авторов классической музыки. И делает так, чтобы слушали.

«Наша аудитория помолодела. И молодым слушателям нужна возможность везде иметь легкий доступ к любимой музыке и передачам. В машине, на работе, на отдыхе», - говорит Герасимова

«Наша аудитория помолодела.
И молодым слушателям нужна возможность везде иметь легкий доступ к любимой музыке и передачам. В машине, на работе, на отдыхе», - говорит Герасимова

Сегодня радио «Орфей» можно слушать через мобильное приложение
в любой точке мира и с любого гаджета.

«Для нас это актуально еще и потому, что часть нашей аудитории живет в других странах».

Академический большой хор «Мастера хорового пения» Радио Орфей. Фото: Кирилл Кожуков

Симфонический оркестр радио «Орфей»

Академический большой хор «Мастера хорового пения» Радио Орфей. Фото: Кирилл Кожуков

Русские композиторы искали национальную идентичность в музыке — а нашли мировую славу. Во истину — бессмертие культуры определяет время. Редкий детский концерт обходится без «Вальса цветов», а музыка, под которую танцует фея Драже в «Щелкунчике», прочно вошла в сознание как мелодия приближающегося Нового года. И это спустя столетие. Ни русских композиторов, ни русских писателей невозможно удалить из мирового контекста. Их произведения вплетены не только в жанры, но в наше сознание и культуру. Даже если мы этого не замечаем. Современные композиторы продолжают искать, исследовать и томится творческим гением в попытке нащупать новые глубину и смыслы.

Русские композиторы искали национальную идентичность
в музыке — а нашли мировую славу. Во истину — бессмертие культуры определяет время. Редкий детский концерт обходится без «Вальса цветов», а музыка, под которую танцует фея Драже в «Щелкунчике», прочно вошла в сознание
как мелодия приближающегося Нового года. И это спустя столетие. Ни русских композиторов, ни русских писателей невозможно удалить из мирового контекста.
Их произведения вплетены
не только в жанры, но в наше сознание и культуру.
Даже если мы этого не замечаем. Современные композиторы продолжают искать, исследовать и томится творческим гением в попытке нащупать новые глубину и смыслы.