Танец и балет

Перейти к просмотру AR

Мир сходит с ума по русским балеринам, в десертных картах ресторанов балом правит знаменитая «Павлова» с ударением на «о», а в самых престижных танцевальных школах учат танцевать, как у нас. Россия — страна балета, но так было не всегда. «Русский феномен. Культурный код» собрал имена и постановки, которые перевернули представление о красоте танца, сделали русский балет национальным брендом и главным объектом культурного экспорта страны.

Мир сходит с ума по русским балеринам,
в десертных картах ресторанов балом правит знаменитая «Павлова» с ударением на «о», а в самых престижных танцевальных школах учат танцевать, как у нас. Россия — страна балета, но так было не всегда. «Русский феномен. Культурный код» собрал имена и постановки, которые перевернули представление о красоте танца, сделали русский балет национальным брендом и главным объектом культурного экспорта страны.

Театр Шатле. Русские сезоны Валентин Серов 1909 год Париж

Портрет С.Дягилева работы Валентина Серова 1909 год

Жорж Барбье (1882-1932) - Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в балете “Шехеразада”

Театр Шатле. Русские сезоны Валентин Серов 1909 год Париж

Сергей Дягилев, Санкт-Петербург, 1910. Фото: Ж. де Стрелецки

СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ

И

коны и народные пляски — представление о русском искусстве в мире ограничивалось этими двумя понятиями. Ситуация изменилась в 1908 году, когда Дягилев заставил всю прогрессивную Европу сойти с ума от русского балета.

Первую победу одержали на «Половецких плясках» из оперы Бородина «Князь Игорь». Хореография Михаила Фокина, сценография Николая Рериха и Адольф Больм в главной роли сделали свое дело.

Париж был отдан русским.

«Мотор всей эпохи», как его называли при жизни, за двадцать «Русских сезонов» Сергей Дягилев собрал вокруг себя лучших современников: от Врубеля и Бакста до Коко Шанель и Пабло Пикассо. И стал главным дистрибьютором русского искусства на Запад.

Открывал и растил молодых танцовщиков, которые перевернули общее представление о балете: Михаил Фокин, Леонид Мясин, Серж Лифарь, Вацлав Нижинский. Его солисты не просто звезды своего времени. Революционеры. А в солистках целое созвездие русских балерин: Павлова, Рубинштейн, Карсавина, а позже Спесивцева.

Кем был сам Дягилев?

И

коны и народные пляски — представление о русском искусстве в мире ограничивалось этими двумя

понятиями. Ситуация изменилась в 1908 году, когда Дягилев заставил всю прогрессивную Европу сойти с ума от русского балета.

Первую победу одержали на «Половецких плясках» из оперы Бородина «Князь Игорь». Хореография Михаила Фокина, сценография Николая Рериха и Адольф Больм в главной роли сделали свое дело.

Париж был отдан русским.

«Мотор всей эпохи», как его называли при жизни, за двадцать «Русских сезонов» Сергей Дягилев собрал вокруг себя лучших современников: от Врубеля и Бакста до Коко Шанель и Пабло Пикассо. И стал главным дистрибьютором русского искусства на Запад.

Открывал и растил молодых танцовщиков, которые перевернули общее представление о балете: Михаил Фокин, Леонид Мясин, Серж Лифарь, Вацлав Нижинский. Его солисты не просто звезды своего времени. Революционеры. А в солистках целое созвездие русских балерин: Павлова, Рубинштейн, Карсавина, а позже Спесивцева.

Кем был сам Дягилев?

1916 год. Испанские гастроли. После выступления к нему подходит король Альфонсо XIII: «А что вы-то делаете в труппе? Вы не дирижируете, не танцуете, не играете на фортепиано — тогда что же?»
И Дягилев отвечает: «Ваше Величество, я — как вы. Я ничего не делаю, но я незаменим».

Он изобрел для себя новую профессию. По-французски — антрепренер, по-итальянски — импресарио, по-английски — продюсер, а по-русски это звучит как Дягилев.

Август Макке “Русский балет” 1912 год

С. Дягилев и И. Стравинский, 1920 год

Илья Глазунов. Затмения солнца. Эскиз к деокрации оперы «Князь Игорь» 1978 год

С. Дягилев и И. Стравинский, 1920 год

ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ

C

делать ставку на балет, а не народные пляски для Дягилева было рискованно, как поставить все фишки на зеро. Это сегодня, произнося «балет», в уме мы держим Павлову, Большой, «Щелкунчика».

В то время балет — французское явление. Па-де-де в России учил делать Жан-Батист Ланде в своей школе, известной нам как Академия русского балета им. А. Вагановой. Но петербургские танцовщики довольно быстро освоили заграничную базу. Тогда же Чайковский, Римский-Корсаков и Мусоргский стали писать музыку для балета. Все вдохновлялись народной музыкой, а потому менялся танец.

С подачи Дягилева в балет вошли народные движения, диковинные для Парижа: хоровод, присядка, «Барыня» и «Камаринская» «с пятки на носок, а руки в боки». Та самая «ритуальность» и «сакральность», по которой вздыхала публика после «Половецких плясок» из «Князя Игоря».

C

делать ставку на балет, а не народные пляски для Дягилева было рискованно, как поставить все фишки на зеро.

Это сегодня, произнося «балет», в уме мы держим Павлову, Большой, «Щелкунчика».

В то время балет — французское явление. Па-де-де в России учил делать Жан-Батист Ланде в своей школе, известной нам как Академия русского балета им. А. Вагановой.
Но петербургские танцовщики довольно быстро освоили заграничную базу. Тогда же Чайковский, Римский-Корсаков и Мусоргский стали писать музыку для балета. Все вдохновлялись народной музыкой, а потому менялся танец.

С подачи Дягилева в балет вошли народные движения, диковинные для Парижа: хоровод, присядка, «Барыня» и «Камаринская» «с пятки на носок, а руки в боки». Та самая «ритуальность» и «сакральность», по которой вздыхала публика после «Половецких плясок» из «Князя Игоря».

Балетный фрагмент “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” 1923

Театр Шатле. Афиша «Русских сезонов». Лето 1917 года.

МИХАИЛ ФОКИН

И

а семь лет до премьеры «Половецких плясок» в Петербургском театральном училище студент Фокин готовит свою первую выпускную постановку — «Ацис и Галатея». Он хочет добиться исторической правдивости и поменять привычные пачки на тюники, пуанты — на тапочки.

И

а семь лет до премьеры «Половецких плясок» в Петербургском театральном училище студент Фокин готовит свою

первую выпускную постановку — «Ацис и Галатея». Он хочет добиться исторической правдивости и поменять привычные пачки на тюники, пуанты на тапочки.

Михаил Фокин

Михаил Фокин в образе из балета “Карнавал”

Михаил и Вера Фокины

Михаил Фокин

АННА ПАВЛОВА

Б

своей квартире дома № 60 по Офицерской улице Анна Павлова с бывшим соучеником по училищу Фокиным придумывают «умирающего лебедя». Так начинающий хореограф расплачивается за денежный долг перед балериной. Сама же Павлова привносит в образ неожиданную деталь. Она прикалывает к корсажу брошь из ярко-красной шпинели как символ смертельной раны на груди.

У Дягилева в образе Сильфиды на «голубых» афишах из-под кисти Серова она станет лицом триумфа русского искусства в Европе. А после создаст свою труппу и будет бесконечно гастролировать.

Больше 40 стран. За 20 лет командировок Анна Павлова привила любовь к балету девочкам всего света.

Б

своей квартире дома № 60 по Офицерской улице Анна Павлова с бывшим соучеником по училищу

Фокиным придумывают «умирающего лебедя». Так начинающий хореограф расплачивается за денежный долг перед балериной. Сама же Павлова привносит в образ неожиданную деталь. Она прикалывает к корсажу брошь из ярко-красной шпинели как символ смертельной раны на груди.

У Дягилева в образе Сильфиды на «голубых» афишах из-под кисти Серова она станет лицом триумфа русского искусства в Европе. А после создаст свою труппу и будет бесконечно гастролировать.

Больше 40 стран. За 20 лет командировок Анна Павлова привила любовь к балету девочкам всего света.

Анна Павлова в образе Лебедя

Анна Павлова
в образе Лебедя

Хореографическая миниатюра Михаила Фокина в исполнении Анны Павловой

Коллекция Анны Павловой “Лебедь”

Хореографическая миниатюра Михаила Фокина в исполнении Анны Павловой

ИДА РУБИНШТЕЙН

В

1910 году портрет Серова другой солистки «Русских сезонов» публика буквально разнесет. На картине Ида Рубинштейн в небрежной обстановке. Зеленая шаль, опутывающая ноги, похожа на змею.

От ее укуса погибла Клеопатра — героиня одноименного балета, прославившего Иду. Публика набивала залы до отказа. На сцене танцовщица появлялась едва прикрытая прозрачным покрывалом.

К балету «Саломея» количество вуалей возрастет. Рубинштейн войдет в историю как исполнительница «Танца семи покрывал». Сделав последнее па, танцовщица буквально замирала. Зал несколько секунд заворожено молчал, затем взрывался. Каждый раз.

В

1910 году портрет Серова другой солистки «Русских сезонов» публика буквально разнесет. На картине

Ида Рубинштейн в небрежной обстановке. Зеленая шаль, опутывающая ноги, похожа на змею.

От ее укуса погибла Клеопатра — героиня одноименного балета, прославившего Иду. Публика набивала залы до отказа. На сцене танцовщица появлялась едва прикрытая прозрачным покрывалом.

К балету «Саломея» количество вуалей возрастет. Рубинштейн войдет в историю как исполнительница «Танца семи покрывал». Сделав последнее па, танцовщица буквально замирала. Зал несколько секунд заворожено молчал, затем взрывался. Каждый раз.

Иду Рубинштейн
в начале ХХ века

Валентин Серов портет Иды Рубинштейн 1910 год, Париж

Ида Рубинштейн в балете “Шехерезада”, 1910 год

Валентин Серов портет Иды Рубинштейн 1910 год, Париж

ШАХЕРЕЗАДА

П

осле премьеры «Шахерезады» с Идой Рубинштейн Париж долго обсуждает Фокина с его хореографией, вдохновленной античными вазами, Бакста с его восточными костюмами, Нижинского с пластикой дикого животного.

Одноактная «Шахерезада» была похожа на стремительное немое кино, с танцами невольниц и рабов и финальной сценой массового убийства в гареме. Эффект балетной постановки был сильнейшим. Француженки переоделись в шаровары и тюрбаны, а Бакст определил европейскую моду 1910-х.

П

осле премьеры «Шахерезады» с Идой Рубинштейн Париж долго обсуждает Фокина с его хореографией,

вдохновленной античными вазами, Бакста с его восточными костюмами, Нижинского с пластикой дикого животного.

Одноактная «Шахерезада» была похожа на стремительное немое кино, с танцами невольниц и рабов и финальной сценой массового убийства в гареме. Эффект балетной постановки был сильнейшим. Француженки переоделись в шаровары и тюрбаны, а Бакст определил европейскую моду 1910-х.

Михаил и Вера Фокины

Михаил и Вера Фокины

ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ

В

1911 году в Мариинском театре дают «Жизель». На сцену в весьма откровенном облегающем трико выходит молодой премьер Нижинский. В ложе — вдовствующая императрица Мария Федоровна. Скандал. Спектакль требуют прекратить, но молодой танцовщик отказывается переодеваться.

Увольнение и поезд в Париж. Нижинский присоединяется к труппе Дягилева. С подачи антрепренера он отказывается от роли «носильщика» балерин и становится идолом для публики.

В

1911 году в Мариинском театре дают «Жизель». На сцену в весьма откровенном облегающем трико

выходит молодой премьер Нижинский. В ложе — вдовствующая императрица Мария Федоровна. Скандал. Спектакль требуют прекратить, но молодой танцовщик отказывается переодеваться.

Увольнение и поезд в Париж. Нижинский присоединяется к труппе Дягилева. С подачи антрепренера он отказывается от роли «носильщика» балерин и становится идолом для публики.

«Невесомость, непередаваемая отточенность движений, фантастический дар подниматься и застывать в воздухе, а потом опускаться вдвое медленнее вопреки всем законам притяжения
сразу же позволили ему обрести магическую власть
над публикой…» — вспоминает свое знакомство с танцовщиком будущая жена артиста Ромола.

Теперь балеты «Русских сезонов» пишутся
в расчете на одного танцовщика, и это придает им истинную уникальность. Петрушка, Арлекин, Нарцисс.

Дягилев решает сделать из Нижинского балетмейстера. Позднее о танцовщике
напишут, что он перевернул балетный мир.

Вацлав Нижинский балет Игры.
Париж 1913 год

Вацлав Нижинский

Анна Павлова в роли Армиды и Вацлав Нижинский в роли раба в балете “Павильон Армиды”. Петербург. 1907 год

Вацлав Нижинский

ОТДЫХ ФАВНА

В

1912 году Париже разгорается очередной скандал. Владелец газеты «Фигаро» Гастон Кальмет публикует статью про фавна Вацлава Нижинского «Ошибка». На защиту постановки встает не кто-нибудь, а сам Огюст Роден. На премьере он аплодирует стоя.

Нижинский изобрел новый язык танца. В хореографии он сознательно отказался от всего, что обожала публика в его танце: прыжки, вращения и «левитация» в воздухе. На смену пришла статика. Весь балет построен на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. С «Послеполуденного отдыха» началась история современного балета XX века.

В

1912 году Париже разгорается очередной скандал. Владелец газеты «Фигаро» Гастон Кальмет публикует статью

про    фавна Вацлава Нижинского «Ошибка». На   защиту постановки встает не кто-нибудь, а сам Огюст Роден. На премьере он аплодирует стоя.

Нижинский изобрел новый язык танца. В хореографии он сознательно отказался от всего, что обожала публика в его танце: прыжки, вращения и «левитация» в воздухе. На смену пришла статика. Весь балет построен        на          профильных позах, заимствованных из   древнегреческой вазописи. С «Послеполуденного отдыха» началась история современного балета XX века.

Скульптура “Коломбина”. Автор О.А. Глебова-Судейкина (автопортрет). Модель 1923 год

Отдых фавна, 1914 год

В. Нижинский в роли фавна в балете “Послеполуденный отдых фавна”. 1912 год

Отдых фавна, 1914 год

ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ

В

о время премьеры «Весны священной» публика устроила бунт. Началось с криков, закончилось дракой. Пришлось вызывать полицию, но Нижинский продолжал выкрикивать счет танцорам. Зрители говорили, что вместо танца труппа «сгибалась и стучала ногами по половицам». Дягилев утверждал, что это была идеальная премьера. И не ошибся. Балет, по сюжету которого молодая девушка в окружении старцев танцует до смерти, чтобы пробудить весну, пришел к Игорю Стравинскому во сне. И разделил историю искусства на до и после.

В

о время премьеры «Весны священной» публика устроила бунт. Началось с криков, закончилось дракой.

Пришлось вызывать полицию, но Нижинский продолжал выкрикивать счет танцорам. Зрители говорили, что вместо танца труппа «сгибалась и стучала ногами по половицам». Дягилев утверждал, что это была идеальная премьера. И не ошибся. Балет, по сюжету которого молодая девушка в окружении старцев танцует до смерти, чтобы пробудить весну, пришел к Игорю Стравинскому во сне. И разделил историю искусства на до и после.

Сцена из балета Артура Пита “Лето, Зима и Весна священная”

Балет “Весне священной” Вацлава Нижинского в Санкт-Петербурге

Балет “Весне священной” Вацлава Нижинского в Санкт-Петербурге

«Лето, Зима и Весна священная» - мистический ритуал хореографа Артура Питы на музыку Игоря Стравинского и Френка Муна.

ЛЕОНИД МЯСИН

Х

арактерный танцовщик и драматический актер, он танцевал в кордебалете Большого театра, когда Дягилев приехал в Россию в поиске новых талантов. Заметил его в «Дон Кихоте» и предложил присоединиться к труппе. На раздумья дал сутки.

Х

арактерный танцовщик и драматический актер, он танцевал в кордебалете Большого театра,

когда Дягилев приехал в Россию в поиске новых  талантов. Заметил его в «Дон Кихоте» и предложил присоединиться к труппе. На раздумья дал сутки.

На встречу в Метрополь Мясин идет с твердым намерением отказаться. Но произносит: «Я буду счастлив присоединиться к вашей труппе».

Здесь он и раскрывает свои авангардные идеи и приглашает зрителя смотреть «Парад».

На встречу в Метрополь Мясин идет с твердым намерением отказаться. Но произносит: «Я буду счастлив счастлив присоединиться к вашей труппе».

Леонид Мясин с дочкой Татьяной

Леонид Мясин с дочкой Татьяной

Леонид Мясин

Леонид Мясин с дочкой Татьяной

ПАРАД

С

амый знаменитый мясинский балет «Парад» с элементами цирка и мюзик-холла разрабатывали вместе с Кокто.

На сцене музыка из стуков и шумов пишущей машинки, гула самолета. Танцовщики жалуются: в костюмах невозможно даже находиться, не то что танцевать. Двое в костюме лошади, есть персонажи небоскребов. По Мясину, «Парад» стал сатирой на массовое искусство.

С

амый знаменитый мясинский балет «Парад» с элементами цирка и мюзик-холла разрабатывали вместе с Кокто.

На сцене музыка из стуков и шумов пишущей машинки, гула самолета. Танцовщики жалуются: в костюмах невозможно даже находиться, не то что танцевать. Двое в костюме лошади, есть персонажи небоскребов. По Мясину, «Парад» стал сатирой на массовое искусство.

Леонид Мясин, хореограф и балетмейстер «Русских Балетов» Дягилева, в роли китайского мага

Современная реконструкция балета, 2007 год

Парад

Пабло Пикассо. Занавес к балету Парад. 1917 год

Современная реконструкция балета, 2007 год

Леонид Мясин, хореограф и балетмейстер «Русских Балетов» Дягилева, в роли китайского мага

РУДОЛЬФ НУРЕЕВ

Т

анцевальная студия Дома учителя в Уфе. Танцовщица из кордебалета Дягилева Анна Удальцова дарит своему ученику Рудольфу Нурееву мечту — уехать в Ленинград. Мечта исполнится, а после главных партий «Щелкунчика», «Раймонды» и «Дон Кихота» Нинетт де Валуа пригласит его  в  Royal Opera House.

Т

анцевальная студия Дома учителя в Уфе. Танцовщица из кордебалета Дягилева Анна Удальцова дарит своему ученику

Рудольфу Нурееву мечту — уехать в Ленинград. Мечта исполнится, а после главных партий «Щелкунчика», «Раймонды» и «Дон Кихота» Нинетт де Валуа пригласит его в Royal Opera House.

«Вот кто нам нужен! Нуреев не только виртуоз, но и виртуоз со вкусом. Он несет с собой традицию и магию русских», — напишет она своему хореографу. Люди будут разбивать палатки у главных театров мира и дежурить по трое суток в ожидании билетов.

А «самый часто фотографируемый мужчина XX века» произведет революцию в танце, поставив танцовщиков на носки, почти как на пуанты.

Фотографии из личного архива Рудольфа Нурева

СЕРГЕЙ ПОЛУНИН

Р

оль Юрия Соловьева в фильме «Белый ворон. Нуреев» в 2019 году исполнит самый известный артист балета в мире Сергей Полунин. Хотя за множество татуировок по всему телу, бунтарский дух и гений его будут сравнивать с самим Нуреевым.

Став в 19 лет самым молодым премьером в истории труппы «Королевского балета», приковал всеобщее всеобщее внимание. СМИ говорят о новом солисте постановки «Жизель», а не о самой Жизели.

Р

оль Юрия Соловьева в фильме «Белый ворон. Нуреев» в 2019 году исполнит самый известный артист балета в мире .

Сергей Полунин. Хотя за множество татуировок по всему телу, бунтарский дух и гений его будут сравнивать с самим Нуреевым.

Став в 19 лет самым молодым премьером в истории труппы «Королевского балета», приковал всеобщее всеобщее внимание. СМИ говорят о новом солисте постановки «Жизель», а не о самой Жизели.

А после выхода клипа на песню ирландского артиста Хозиера с Полуниным напишут: «О Полунине не знает только тот, у кого отняли возможность выходить в интернет».

26 миллионов просмотров видео. Балет вдруг стал невероятно модным у молодежи.

Фотографии из личного архива Сергея Полунина

Фотографии из личного архива Сергея Полунина

ДЕНИС РОДЬКИН

Н

«Наконец-то у нас появился принц», — скажет Николай Цискаридзе про Дениса Родькина на классах в Большом.

Танцовщика с «небалетным» ростом 186 см взяли в главный театр страны в роли «мебели», но вскоре возвели в премьеры. Выпускник Московского театра народного танца «Гжель» станет Зигфридом из «Лебединого озера», Щелкунчиком из одноименного балета в постановке Юрия Григоровича и принцем Дезире из «Спящей красавицы».

Т

анцовщика с «небалетным» ростом 186 см взяли в главный театр страны в роли «мебели», но вскоре возвели в премьеры.

Выпускник Московского театра народного танца «Гжель» станет Зигфридом из «Лебединого озера», Щелкунчиком из одноименного балета в постановке Юрия Григоровича и принцем Дезире из «Спящей красавицы».

Фотографии из личного архива Дениса Родькина

Фотографии из личного архива Дениса Родькина

ЭЛЕОНОРА СЕВЕНАРД

Д

ругой ученице Цискаридзе, окончившей Академию Вагановой в Санкт-Петербурге, сразу после выпуска доверили партию-вариацию в Гран па в спектакле «Дон Кихот», а позже и роль ведущей солистки Большого театра.

Сегодня ее пуантам легко поддаются не только сцены главных театров в мире, но и «те самые» 32 фуэте, которые прославили ее знаменитую прародительницу Матильду Кшесинскую.

Д

ругой ученице Цискаридзе, окончившей Академию Вагановой в Санкт-Петербурге, сразу после выпуска

доверили партию-вариацию в Гран па в спектакле «Дон Кихот», а позже и роль ведущей солистки Большого театра.

Сегодня ее пуантам легко поддаются не только сцены главных театров в мире, но и «те самые» 32 фуэте, которые прославили ее знаменитую прародительницу Матильду Кшесинскую.

Фотографии из личного архива Элеонора Севенард

АЛЕКСАНДР МОГИЛЕВ

Т

анцовщик Александр Могилев из маленького города, что за Полярным кругом, учился современной хореографии в Австрии. «Там я подумал, почему у нас, в России, нет такого? Решил: если не я, то кто?» Вернулся и начал развивать.

В 2014 году становится хореографом популярного ТВ-шоу «Танцы». Внешкольные кружки и секции по всей стране фиксируют прирост учеников среди подростков. А после Могилев открывает свою школу «ЭТО» — про ощущения.

Т

анцовщик Александр Могилев из маленького города, что за Полярным кругом, учился современной

хореографии в Австрии. «Там я подумал, почему у нас, в России, нет такого? Решил: если не я, то кто?» Вернулся и начал развивать.

В 2014 году становится хореографом популярного ТВ-шоу «Танцы». Внешкольные кружки и секции по всей стране фиксируют прирост учеников среди подростков. А после Могилев открывает свою школу «ЭТО» — про ощущения.

Фотографии из личного архива Александр Могилев

ДАРЬЯН ВОЛКОВА

В

2018 году в музее «Интеграция» имени Островского открывается благотворительная выставка «Границы восприятия», что раздвигает Дарьян Волкова. Необычная история о том, как экс-балерина стала фотографом. На ее пленках, как в постановках Дягилева, танец, живопись и фотография сливаются в одно целое.

В

2018 году в музее «Интеграция» имени Островского открывается благотворительная выставка «Границы

восприятия», что раздвигает Дарьян Волкова. Необычная история о том, как экс-балерина стала фотографом. На ее пленках, как в постановках Дягилева, танец, живопись и фотография сливаются в одно целое.

«Обычно на вопрос «Что такое балет?» студенты отвечают, что это пуанты, пачка и девушка, которая делает красивые движения. И это самая частая ошибка новичков. Балет — это гигантская сфера и это сложно. А балетная фотография — это сложно в квадрате, потому-то, помимо навыков в фотографии, тебе теперь нужно еще обладать специфическими знаниями из сферы балета», — предупреждает Дарьян Волкова.

Фотографии из личного архива Александр Могилев

Фотографии из личного архива Александр Могилев

НИКОЛАЙ ЕРОХИН

В

детстве мы просили старого дедушку сыграть песню. Не спеть, а именно сыграть», — напоминает балетмейстер Николай Ерохин о том, что всегда в народе песня, танец, музыка были едины.

В детстве мы просили старого дедушку сыграть песню. Не спеть, а именно сыграть», — напоминает балетмейстер Николай Ерохин о том, что всегда в народе песня, танец, музыка были едины.

По тем же правилам живет его ансамбль «Русы», где каждый артист универсален, может петь и танцевать. Как по заветам Дягилева, здесь связывают все искусства воедино: русский стиль, музыку, глубинные сюжеты и народный танец. Рецепт успеха работает и в XXI веке, в залах всегда аншлаг.

В

о тем же правилам живет его ансамбль «Русы», где каждый артист универсален, может петь  и  танцевать. Как по заветам

Дягилева, здесь связывают все искусства воедино: русский стиль, музыку, глубинные сюжеты и народный танец. Рецепт успеха работает и в XXI веке, в залах всегда аншлаг.

Фотографии из личного архива Николая Ерохина

Фотографии из личного архива Николая Ерохина

При Дягилеве и позже, в XX веке, достать билеты на балет и уж тем более в Большой мог далеко не каждый. Сегодня танцы доступны и разнообразны. Вы можете быть зрителем, вы можете быть исполнителем, вы можете зайти в хореографию на час. А можете остаться на всю жизнь. Современные артисты, от Барышникова до Полунина, реанимировали интерес к балету и доказали, что танцовщики могут быть интересны аудитории Vogue и массовому зрителю не меньше, чем узкому кругу ценителей. А хореографы с ТВ так раскрутили современный танец, что в секции и кружки по всей России вновь хлынули и дети, и подростки.