коны и народные пляски — представление о русском искусстве в мире ограничивалось этими двумя понятиями. Ситуация изменилась в 1908 году, когда Дягилев заставил всю прогрессивную Европу сойти с ума от русского балета.
Первую победу одержали на «Половецких плясках» из оперы Бородина «Князь Игорь». Хореография Михаила Фокина, сценография Николая Рериха и Адольф Больм в главной роли сделали свое дело.
Париж был отдан русским.
«Мотор всей эпохи», как его называли при жизни, за двадцать «Русских сезонов» Сергей Дягилев собрал вокруг себя лучших современников: от Врубеля и Бакста до Коко Шанель и Пабло Пикассо. И стал главным дистрибьютором русского искусства на Запад.
Открывал и растил молодых танцовщиков, которые перевернули общее представление о балете: Михаил Фокин, Леонид Мясин, Серж Лифарь, Вацлав Нижинский. Его солисты не просто звезды своего времени. Революционеры. А в солистках целое созвездие русских балерин: Павлова, Рубинштейн, Карсавина, а позже Спесивцева.
Кем был сам Дягилев?
коны и народные пляски — представление о русском искусстве в мире ограничивалось этими двумя
понятиями. Ситуация изменилась в 1908 году, когда Дягилев заставил всю прогрессивную Европу сойти с ума от русского балета.
Первую победу одержали на «Половецких плясках» из оперы Бородина «Князь Игорь». Хореография Михаила Фокина, сценография Николая Рериха и Адольф Больм в главной роли сделали свое дело.
Париж был отдан русским.
«Мотор всей эпохи», как его называли при жизни, за двадцать «Русских сезонов» Сергей Дягилев собрал вокруг себя лучших современников: от Врубеля и Бакста до Коко Шанель и Пабло Пикассо. И стал главным дистрибьютором русского искусства на Запад.
Открывал и растил молодых танцовщиков, которые перевернули общее представление о балете: Михаил Фокин, Леонид Мясин, Серж Лифарь, Вацлав Нижинский. Его солисты не просто звезды своего времени. Революционеры. А в солистках целое созвездие русских балерин: Павлова, Рубинштейн, Карсавина, а позже Спесивцева.
Кем был сам Дягилев?
1916 год. Испанские гастроли. После выступления к нему подходит
король Альфонсо XIII: «А что вы-то делаете в труппе? Вы не дирижируете, не танцуете, не играете
на фортепиано — тогда что же?»
И Дягилев отвечает: «Ваше Величество, я — как вы. Я ничего
не
делаю, но я незаменим».
Он изобрел для себя новую профессию. По-французски — антрепренер, по-итальянски — импресарио, по-английски — продюсер, а по-русски это звучит как Дягилев.
Август Макке “Русский балет” 1912 год
С. Дягилев и И. Стравинский, 1920 год
Илья Глазунов. Затмения солнца. Эскиз к деокрации оперы «Князь Игорь» 1978 год
С. Дягилев и И. Стравинский, 1920 год
делать ставку на балет, а не народные пляски для Дягилева было рискованно, как поставить все фишки на зеро. Это сегодня, произнося «балет», в уме мы держим Павлову, Большой, «Щелкунчика».
В то время балет — французское явление. Па-де-де в России учил делать Жан-Батист Ланде в своей школе, известной нам как Академия русского балета им. А. Вагановой. Но петербургские танцовщики довольно быстро освоили заграничную базу. Тогда же Чайковский, Римский-Корсаков и Мусоргский стали писать музыку для балета. Все вдохновлялись народной музыкой, а потому менялся танец.
С подачи Дягилева в балет вошли народные движения, диковинные для Парижа: хоровод, присядка, «Барыня» и «Камаринская» «с пятки на носок, а руки в боки». Та самая «ритуальность» и «сакральность», по которой вздыхала публика после «Половецких плясок» из «Князя Игоря».
делать ставку на балет, а не народные пляски для Дягилева было рискованно, как поставить все фишки на зеро.
Это сегодня, произнося «балет», в уме мы держим Павлову, Большой, «Щелкунчика».
В то время балет — французское явление. Па-де-де в России учил делать Жан-Батист Ланде
в своей школе, известной нам как Академия русского балета им. А. Вагановой.
Но петербургские
танцовщики довольно быстро освоили заграничную базу. Тогда же Чайковский, Римский-Корсаков и
Мусоргский стали писать музыку для балета. Все вдохновлялись народной музыкой, а потому
менялся танец.
С подачи Дягилева в балет вошли народные движения, диковинные для Парижа: хоровод, присядка, «Барыня» и «Камаринская» «с пятки на носок, а руки в боки». Та самая «ритуальность» и «сакральность», по которой вздыхала публика после «Половецких плясок» из «Князя Игоря».
Балетный фрагмент “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” 1923
Театр Шатле. Афиша «Русских сезонов». Лето 1917 года.
а семь лет до премьеры «Половецких плясок» в Петербургском театральном училище студент Фокин готовит свою первую выпускную постановку — «Ацис и Галатея». Он хочет добиться исторической правдивости и поменять привычные пачки на тюники, пуанты — на тапочки.
а семь лет до премьеры «Половецких плясок» в Петербургском театральном училище студент Фокин готовит свою
первую выпускную постановку — «Ацис и Галатея». Он хочет добиться исторической правдивости и поменять привычные пачки на тюники, пуанты на тапочки.
Михаил Фокин
Михаил Фокин в образе из балета “Карнавал”
Михаил и Вера Фокины
Михаил Фокин
своей квартире дома № 60 по Офицерской улице Анна Павлова с бывшим соучеником по училищу Фокиным придумывают «умирающего лебедя». Так начинающий хореограф расплачивается за денежный долг перед балериной. Сама же Павлова привносит в образ неожиданную деталь. Она прикалывает к корсажу брошь из ярко-красной шпинели как символ смертельной раны на груди.
У Дягилева в образе Сильфиды на «голубых» афишах из-под кисти Серова она станет лицом триумфа русского искусства в Европе. А после создаст свою труппу и будет бесконечно гастролировать.
Больше 40 стран. За 20 лет командировок Анна Павлова привила любовь к балету девочкам всего света.
своей квартире дома № 60 по Офицерской улице Анна Павлова с бывшим соучеником по училищу
Фокиным придумывают «умирающего лебедя». Так начинающий хореограф расплачивается за денежный долг перед балериной. Сама же Павлова привносит в образ неожиданную деталь. Она прикалывает к корсажу брошь из ярко-красной шпинели как символ смертельной раны на груди.
У Дягилева в образе Сильфиды на «голубых» афишах из-под кисти Серова она станет лицом триумфа русского искусства в Европе. А после создаст свою труппу и будет бесконечно гастролировать.
Больше 40 стран. За 20 лет командировок Анна Павлова привила любовь к балету девочкам всего света.
Анна Павлова в образе Лебедя
Анна Павлова
в образе Лебедя
Хореографическая миниатюра Михаила Фокина в исполнении Анны Павловой
Коллекция Анны Павловой “Лебедь”
Хореографическая миниатюра Михаила Фокина в исполнении Анны Павловой
1910 году портрет Серова другой солистки «Русских сезонов» публика буквально разнесет. На картине Ида Рубинштейн в небрежной обстановке. Зеленая шаль, опутывающая ноги, похожа на змею.
От ее укуса погибла Клеопатра — героиня одноименного балета, прославившего Иду. Публика набивала залы до отказа. На сцене танцовщица появлялась едва прикрытая прозрачным покрывалом.
К балету «Саломея» количество вуалей возрастет. Рубинштейн войдет в историю как исполнительница «Танца семи покрывал». Сделав последнее па, танцовщица буквально замирала. Зал несколько секунд заворожено молчал, затем взрывался. Каждый раз.
1910 году портрет Серова другой солистки «Русских сезонов» публика буквально разнесет. На картине
Ида Рубинштейн в небрежной обстановке. Зеленая шаль, опутывающая ноги, похожа на змею.
От ее укуса погибла Клеопатра — героиня одноименного балета, прославившего Иду. Публика набивала залы до отказа. На сцене танцовщица появлялась едва прикрытая прозрачным покрывалом.
К балету «Саломея» количество вуалей возрастет. Рубинштейн войдет в историю как исполнительница «Танца семи покрывал». Сделав последнее па, танцовщица буквально замирала. Зал несколько секунд заворожено молчал, затем взрывался. Каждый раз.
Иду Рубинштейн
в начале ХХ века
Валентин Серов портет Иды Рубинштейн 1910 год, Париж
Ида Рубинштейн в балете “Шехерезада”, 1910 год
Валентин Серов портет Иды Рубинштейн 1910 год, Париж
осле премьеры «Шахерезады» с Идой Рубинштейн Париж долго обсуждает Фокина с его хореографией, вдохновленной античными вазами, Бакста с его восточными костюмами, Нижинского с пластикой дикого животного.
Одноактная «Шахерезада» была похожа на стремительное немое кино, с танцами невольниц и рабов и финальной сценой массового убийства в гареме. Эффект балетной постановки был сильнейшим. Француженки переоделись в шаровары и тюрбаны, а Бакст определил европейскую моду 1910-х.
осле премьеры «Шахерезады» с Идой Рубинштейн Париж долго обсуждает Фокина с его хореографией,
вдохновленной античными вазами, Бакста с его восточными костюмами, Нижинского с пластикой дикого животного.
Одноактная «Шахерезада» была похожа на стремительное немое кино, с танцами невольниц и рабов и финальной сценой массового убийства в гареме. Эффект балетной постановки был сильнейшим. Француженки переоделись в шаровары и тюрбаны, а Бакст определил европейскую моду 1910-х.
Михаил и Вера Фокины
Михаил и Вера Фокины
1911 году в Мариинском театре дают «Жизель». На сцену в весьма откровенном облегающем трико выходит молодой премьер Нижинский. В ложе — вдовствующая императрица Мария Федоровна. Скандал. Спектакль требуют прекратить, но молодой танцовщик отказывается переодеваться.
Увольнение и поезд в Париж. Нижинский присоединяется к труппе Дягилева. С подачи антрепренера он отказывается от роли «носильщика» балерин и становится идолом для публики.
1911 году в Мариинском театре дают «Жизель». На сцену в весьма откровенном облегающем трико
выходит молодой премьер Нижинский. В ложе — вдовствующая императрица Мария Федоровна. Скандал. Спектакль требуют прекратить, но молодой танцовщик отказывается переодеваться.
Увольнение и поезд в Париж. Нижинский присоединяется к труппе Дягилева. С подачи антрепренера он отказывается от роли «носильщика» балерин и становится идолом для публики.
«Невесомость, непередаваемая отточенность движений, фантастический
дар подниматься и застывать в воздухе, а потом опускаться вдвое медленнее вопреки всем законам
притяжения
сразу же позволили ему обрести магическую власть
над публикой…» —
вспоминает
свое
знакомство с танцовщиком будущая жена артиста Ромола.
Теперь балеты «Русских сезонов» пишутся
в расчете на одного
танцовщика,
и это придает им истинную уникальность. Петрушка, Арлекин, Нарцисс.
Дягилев решает сделать из Нижинского балетмейстера. Позднее о танцовщике
напишут, что он перевернул балетный мир.
Вацлав Нижинский балет Игры.
Париж 1913 год
Вацлав Нижинский
Анна Павлова в роли Армиды и Вацлав Нижинский в роли раба в балете “Павильон Армиды”. Петербург. 1907 год
Вацлав Нижинский
1912 году Париже разгорается очередной скандал. Владелец газеты «Фигаро» Гастон Кальмет публикует статью про фавна Вацлава Нижинского «Ошибка». На защиту постановки встает не кто-нибудь, а сам Огюст Роден. На премьере он аплодирует стоя.
Нижинский изобрел новый язык танца. В хореографии он сознательно отказался от всего, что обожала публика в его танце: прыжки, вращения и «левитация» в воздухе. На смену пришла статика. Весь балет построен на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. С «Послеполуденного отдыха» началась история современного балета XX века.
1912 году Париже разгорается очередной скандал. Владелец газеты «Фигаро» Гастон Кальмет публикует статью
про фавна Вацлава Нижинского «Ошибка». На защиту постановки встает не кто-нибудь, а сам Огюст Роден. На премьере он аплодирует стоя.
Нижинский изобрел новый язык танца. В хореографии он сознательно отказался от всего, что обожала публика в его танце: прыжки, вращения и «левитация» в воздухе. На смену пришла статика. Весь балет построен на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. С «Послеполуденного отдыха» началась история современного балета XX века.
Скульптура “Коломбина”. Автор О.А. Глебова-Судейкина (автопортрет). Модель 1923 год
Отдых фавна, 1914 год
В. Нижинский в роли фавна в балете “Послеполуденный отдых фавна”. 1912 год
Отдых фавна, 1914 год
о время премьеры «Весны священной» публика устроила бунт. Началось с криков, закончилось дракой. Пришлось вызывать полицию, но Нижинский продолжал выкрикивать счет танцорам. Зрители говорили, что вместо танца труппа «сгибалась и стучала ногами по половицам». Дягилев утверждал, что это была идеальная премьера. И не ошибся. Балет, по сюжету которого молодая девушка в окружении старцев танцует до смерти, чтобы пробудить весну, пришел к Игорю Стравинскому во сне. И разделил историю искусства на до и после.
о время премьеры «Весны священной» публика устроила бунт. Началось с криков, закончилось дракой.
Пришлось вызывать полицию, но Нижинский продолжал выкрикивать счет танцорам. Зрители говорили, что вместо танца труппа «сгибалась и стучала ногами по половицам». Дягилев утверждал, что это была идеальная премьера. И не ошибся. Балет, по сюжету которого молодая девушка в окружении старцев танцует до смерти, чтобы пробудить весну, пришел к Игорю Стравинскому во сне. И разделил историю искусства на до и после.
Сцена из балета Артура Пита “Лето, Зима и Весна священная”
Балет “Весне священной” Вацлава Нижинского в Санкт-Петербурге
Балет “Весне священной” Вацлава Нижинского в Санкт-Петербурге
«Лето, Зима и Весна священная» - мистический ритуал хореографа Артура Питы на музыку Игоря Стравинского и Френка Муна.
арактерный танцовщик и драматический актер, он танцевал в кордебалете Большого театра, когда Дягилев приехал в Россию в поиске новых талантов. Заметил его в «Дон Кихоте» и предложил присоединиться к труппе. На раздумья дал сутки.
арактерный танцовщик и драматический актер, он танцевал в кордебалете Большого театра,
когда Дягилев приехал в Россию в поиске новых талантов. Заметил его в «Дон Кихоте» и предложил присоединиться к труппе. На раздумья дал сутки.
На встречу в Метрополь Мясин идет с твердым намерением отказаться. Но произносит: «Я буду счастлив присоединиться к вашей труппе».
Здесь он и раскрывает свои авангардные идеи и приглашает зрителя смотреть «Парад».
На встречу в Метрополь Мясин идет с твердым намерением отказаться. Но произносит: «Я буду счастлив счастлив присоединиться к вашей труппе».
Леонид Мясин с дочкой Татьяной
Леонид Мясин с дочкой Татьяной
Леонид Мясин
Леонид Мясин с дочкой Татьяной
амый знаменитый мясинский балет «Парад» с элементами цирка и мюзик-холла разрабатывали вместе с Кокто.
На сцене музыка из стуков и шумов пишущей машинки, гула самолета. Танцовщики жалуются: в костюмах невозможно даже находиться, не то что танцевать. Двое в костюме лошади, есть персонажи небоскребов. По Мясину, «Парад» стал сатирой на массовое искусство.
амый знаменитый мясинский балет «Парад» с элементами цирка и мюзик-холла разрабатывали вместе с Кокто.
На сцене музыка из стуков и шумов пишущей машинки, гула самолета. Танцовщики жалуются: в костюмах невозможно даже находиться, не то что танцевать. Двое в костюме лошади, есть персонажи небоскребов. По Мясину, «Парад» стал сатирой на массовое искусство.
Леонид Мясин, хореограф и балетмейстер «Русских Балетов» Дягилева, в роли китайского мага
Современная реконструкция балета, 2007 год
Парад
Пабло Пикассо. Занавес к балету Парад. 1917 год
Современная реконструкция балета, 2007 год
Леонид Мясин, хореограф и балетмейстер «Русских Балетов» Дягилева, в роли китайского мага
анцевальная студия Дома учителя в Уфе. Танцовщица из кордебалета Дягилева Анна Удальцова дарит своему ученику Рудольфу Нурееву мечту — уехать в Ленинград. Мечта исполнится, а после главных партий «Щелкунчика», «Раймонды» и «Дон Кихота» Нинетт де Валуа пригласит его в Royal Opera House.
анцевальная студия Дома учителя в Уфе. Танцовщица из кордебалета Дягилева Анна Удальцова дарит своему ученику
Рудольфу Нурееву мечту — уехать в Ленинград. Мечта исполнится, а после главных партий «Щелкунчика», «Раймонды» и «Дон Кихота» Нинетт де Валуа пригласит его в Royal Opera House.
«Вот кто нам нужен! Нуреев не только виртуоз, но и виртуоз со вкусом. Он несет с собой традицию и магию русских», — напишет она своему хореографу. Люди будут разбивать палатки у главных театров мира и дежурить по трое суток в ожидании билетов.
А «самый часто фотографируемый мужчина XX века» произведет революцию в танце, поставив танцовщиков на носки, почти как на пуанты.
Фотографии из личного архива Рудольфа Нурева
оль Юрия Соловьева в фильме «Белый ворон. Нуреев» в 2019 году исполнит самый известный артист балета в мире Сергей Полунин. Хотя за множество татуировок по всему телу, бунтарский дух и гений его будут сравнивать с самим Нуреевым.
Став в 19 лет самым молодым премьером в истории труппы «Королевского балета», приковал всеобщее всеобщее внимание. СМИ говорят о новом солисте постановки «Жизель», а не о самой Жизели.
оль Юрия Соловьева в фильме «Белый ворон. Нуреев» в 2019 году исполнит самый известный артист балета в мире .
Сергей Полунин. Хотя за множество татуировок по всему телу, бунтарский дух и гений его будут сравнивать с самим Нуреевым.
Став в 19 лет самым молодым премьером в истории труппы «Королевского балета», приковал всеобщее всеобщее внимание. СМИ говорят о новом солисте постановки «Жизель», а не о самой Жизели.
А после выхода клипа на песню ирландского артиста Хозиера с Полуниным напишут: «О Полунине не знает только тот, у кого отняли возможность выходить в интернет».
26 миллионов просмотров видео. Балет вдруг стал невероятно модным у молодежи.
Фотографии из личного архива Сергея Полунина
Фотографии из личного архива Сергея Полунина
«Наконец-то у нас появился принц», — скажет Николай Цискаридзе про Дениса Родькина на классах в Большом.
Танцовщика с «небалетным» ростом 186 см взяли в главный театр страны в роли «мебели», но вскоре возвели в премьеры. Выпускник Московского театра народного танца «Гжель» станет Зигфридом из «Лебединого озера», Щелкунчиком из одноименного балета в постановке Юрия Григоровича и принцем Дезире из «Спящей красавицы».
анцовщика с «небалетным» ростом 186 см взяли в главный театр страны в роли «мебели», но вскоре возвели в премьеры.
Выпускник Московского театра народного танца «Гжель» станет Зигфридом из «Лебединого озера», Щелкунчиком из одноименного балета в постановке Юрия Григоровича и принцем Дезире из «Спящей красавицы».
Фотографии из личного архива Дениса Родькина
Фотографии из личного архива Дениса Родькина
ругой ученице Цискаридзе, окончившей Академию Вагановой в Санкт-Петербурге, сразу после выпуска доверили партию-вариацию в Гран па в спектакле «Дон Кихот», а позже и роль ведущей солистки Большого театра.
Сегодня ее пуантам легко поддаются не только сцены главных театров в мире, но и «те самые» 32 фуэте, которые прославили ее знаменитую прародительницу Матильду Кшесинскую.
ругой ученице Цискаридзе, окончившей Академию Вагановой в Санкт-Петербурге, сразу после выпуска
доверили партию-вариацию в Гран па в спектакле «Дон Кихот», а позже и роль ведущей солистки Большого театра.
Сегодня ее пуантам легко поддаются не только сцены главных театров в мире, но и «те самые» 32 фуэте, которые прославили ее знаменитую прародительницу Матильду Кшесинскую.
Фотографии из личного архива Элеонора Севенард
анцовщик Александр Могилев из маленького города, что за Полярным кругом, учился современной хореографии в Австрии. «Там я подумал, почему у нас, в России, нет такого? Решил: если не я, то кто?» Вернулся и начал развивать.
В 2014 году становится хореографом популярного ТВ-шоу «Танцы». Внешкольные кружки и секции по всей стране фиксируют прирост учеников среди подростков. А после Могилев открывает свою школу «ЭТО» — про ощущения.
анцовщик Александр Могилев из маленького города, что за Полярным кругом, учился современной
хореографии в Австрии. «Там я подумал, почему у нас, в России, нет такого? Решил: если не я, то кто?» Вернулся и начал развивать.
В 2014 году становится хореографом популярного ТВ-шоу «Танцы». Внешкольные кружки и секции по всей стране фиксируют прирост учеников среди подростков. А после Могилев открывает свою школу «ЭТО» — про ощущения.
Фотографии из личного архива Александр Могилев
2018 году в музее «Интеграция» имени Островского открывается благотворительная выставка «Границы восприятия», что раздвигает Дарьян Волкова. Необычная история о том, как экс-балерина стала фотографом. На ее пленках, как в постановках Дягилева, танец, живопись и фотография сливаются в одно целое.
2018 году в музее «Интеграция» имени Островского открывается благотворительная выставка «Границы
восприятия», что раздвигает Дарьян Волкова. Необычная история о том, как экс-балерина стала фотографом. На ее пленках, как в постановках Дягилева, танец, живопись и фотография сливаются в одно целое.
«Обычно на вопрос «Что такое балет?» студенты отвечают, что это пуанты, пачка и девушка, которая делает красивые движения. И это самая частая ошибка новичков. Балет — это гигантская сфера и это сложно. А балетная фотография — это сложно в квадрате, потому-то, помимо навыков в фотографии, тебе теперь нужно еще обладать специфическими знаниями из сферы балета», — предупреждает Дарьян Волкова.
Фотографии из личного архива Александр Могилев
Фотографии из личного архива Александр Могилев
детстве мы просили старого дедушку сыграть песню. Не спеть, а именно сыграть», — напоминает балетмейстер Николай Ерохин о том, что всегда в народе песня, танец, музыка были едины.
В детстве мы просили старого дедушку сыграть песню. Не спеть, а именно сыграть», — напоминает балетмейстер Николай Ерохин о том, что всегда в народе песня, танец, музыка были едины.
По тем же правилам живет его ансамбль «Русы», где каждый артист универсален, может петь и танцевать. Как по заветам Дягилева, здесь связывают все искусства воедино: русский стиль, музыку, глубинные сюжеты и народный танец. Рецепт успеха работает и в XXI веке, в залах всегда аншлаг.
о тем же правилам живет его ансамбль «Русы», где каждый артист универсален, может петь и танцевать. Как по заветам
Дягилева, здесь связывают все искусства воедино: русский стиль, музыку, глубинные сюжеты и народный танец. Рецепт успеха работает и в XXI веке, в залах всегда аншлаг.
Фотографии из личного архива Николая Ерохина
Фотографии из личного архива Николая Ерохина
При Дягилеве и позже, в XX веке, достать билеты на балет и уж тем более в Большой мог далеко не каждый. Сегодня танцы доступны и разнообразны. Вы можете быть зрителем, вы можете быть исполнителем, вы можете зайти в хореографию на час. А можете остаться на всю жизнь. Современные артисты, от Барышникова до Полунина, реанимировали интерес к балету и доказали, что танцовщики могут быть интересны аудитории Vogue и массовому зрителю не меньше, чем узкому кругу ценителей. А хореографы с ТВ так раскрутили современный танец, что в секции и кружки по всей России вновь хлынули и дети, и подростки.