Живопись

Перейти к просмотру AR

На стыке 19 и 20 веков в мире «иконный бум». Художники переосмысляют русскую иконопись. А Казимир Малевич вдохновляется ее линейной перспективой, цветами, формами, материальной правдой и пренебрежением анатомией. И совершает революцию в искусстве. Супрематизм Малевича, авангард Кандинского, фигуративная поэзия Шагала, соцреализм Кабакова – меняют не только живопись, но и кинематограф, театр и балет. «Русский феномен. Культурный код» собрал имена художников и их главных шедевров, коллекционеров и искусствоведов, которые через картины помогают сохранить связь поколений сегодня.

На стыке 19 и 20 веков в мире «иконный бум». Художники переосмысляют русскую иконопись. А Казимир Малевич вдохновляется ее линейной перспективой, цветами, формами, материальной правдой и пренебрежением анатомией.
И совершает революцию в искусстве. Супрематизм Малевича, авангард Кандинского, фигуративная поэзия Шагала, соцреализм Кабакова – меняют
не только живопись, но и кинематограф, театр и балет. «Русский феномен. Культурный код» собрал имена художников и их главных шедевров, коллекционеров
и искусствоведов, которые через картины помогают сохранить связь поколений сегодня.

Супрематизм Казимира Малевича “Спортсмены” 1932 год

Илья Кабаков, Эмилия Кабакова. «Появление коллажа». 2012 г.

Авангард Василия Кандинского “Черный и фиолетовый”, 1923 год

Супрематизм Казимира Малевича “Спортсмены” 1932 год

Илья Кабаков, Эмилия Кабакова. «Появление коллажа». 2012 год

Авангард Василия Кандинского “Черный и фиолетовый”, 1923 год

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ

Р

одившемуся в год публикации романа Толстого «Анна Каренина», который сломал все общественные
устои, самоучке и «безкнижнику» Казимиру Малевичу было тесто в классическом каноне.

В декабре 1915 года на петроградской выставке «0,10» среди прочих абстракций он демонстрирует «Черный квадрат». К понятию «нуля» сводилось все предшествующее искусство. Подобно иконе он размещает свое главное произведение в красном углу. Края квадрата кривятся и производят впечатление судороги. Это квадрат-пульсар. Картина не столько о геометрии на плоскости, сколько о глубине.

На выставке продается и манифест Малевича «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в котором сказано: «когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных Венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».

Публика уходит в недоумении, однако мир искусства переходит к принципиально новым формам постижения мира. А сам квадрат становится вневременной иконой и знаком освобождения от лишних функций и задач, которые искусству навязывали общество и культура. Теперь есть только простая геометрическая форма, покрашенная в основной цвет спектра.

Р

одившемуся в год публикации романа Толстого «Анна Каренина», который сломал все общественные устои,

самоучке и «безкнижнику» Казимиру Малевичу было тесто в классическом каноне.

В декабре 1915 года на петроградской выставке «0,10» среди прочих абстракций он демонстрирует «Черный квадрат».

К понятию «нуля» сводилось все предшествующее искусство. Подобно иконе
он размещает свое главное произведение
в красном углу. Края квадрата кривятся
и производят впечатление судороги.
Это квадрат-пульсар. Картина не столько
о геометрии на плоскости, сколько о глубине.

На выставке продается и манифест
Малевича «От кубизма к супрематизму.
Новый живописный реализм», в котором сказано: «когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных Венер,
тогда только увидим чисто живописное произведение».

Публика уходит в недоумении, однако мир искусства переходит к принципиально новым формам постижения мира. А сам квадрат становится вневременной иконой и знаком

освобождения от лишних функций и задач, которые искусству навязывали общество
и культура. Теперь есть только простая геометрическая форма, покрашенная
в основной цвет спектра.

«Я президент космического пространства», –
называет себя Малевич.

«Я президент космического пространства», – называет
себя Малевич.

Так что, когда в 1933 году он пишет свой автопортрет в костюме итальянского дожа эпохи Возрождения, свой строгий взгляд художник обращает за пределы пространства полотна. Последний манифест, в котором Малевич завещает следующим поколениям право на свободное творчество.

Обложка книги Малевича, 1916 год

Казимир Малевич «Черный квадрат», 1915 год

Автопортрет в костюме итальянского дожа эпохи Возрождения, 1933 год

Казимир Малевич «Черный квадрат», 1915 год

Автопортрет в костюме итальянского дожа эпохи Возрождения, 1933 год

Обложка книги Малевича, 1916 год

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ

В

начале XX века весь художественный мир обсуждает двух художников: Малевича – с его геометрической абстракцией и Кандинского – с абстракцией органической.

Будучи юристом, изучать живопись, черчение и анатомию Кандинский начнет только в 30 лет, после того как увидит «Стог сена» Моне. Под влиянием христианской теологии работ импрессиониста, музыки Вагнера и общей теософии художник перевернет не только визуальное искусство, но и музыку. Соединит их воедино, поставив мировому искусству прививку своего новаторства.

В своем трактате «О духовном в искусстве» Кандинский проведет аналогию между абстрактной живописью и музыкой, отметив, что «музыка была в течение нескольких веков искусством, которое посвятило себя не воспроизведению природных явлений, скорее выражению души художника в музыкальном звучании».

В 1910 году в немецком Мурнау он пишет акварелью первую в мире беспредметную композицию.

Вокруг художника собираются не десятки, а сотни подражателей, учеников. Кандинский создает ключевую для Европы художественную группу «Синий всадник» и задает импульс современному искусству.

В своих картинах авангардист оставит зрителю главный манифест: жить жизнью полной цвета как на его полотнах.

В

начале XX века весь художественный мир обсуждает двух художников: Малевича – с его геометрической

абстракцией и Кандинского – с абстракцией органической.

Будучи юристом, изучать живопись, черчение
и анатомию Кандинский начнет только в 30 лет, после того как увидит «Стог сена» Моне.
Под влиянием христианской теологии работ импрессиониста, музыки Вагнера и общей

теософии художник перевернет не только визуальное искусство, но и музыку.
Соединит их воедино, поставив мировому искусству прививку своего новаторства.

В своем трактате «О духовном в искусстве» Кандинский проведет аналогию между абстрактной живописью и музыкой, отметив, что «музыка была в течение нескольких веков искусством, которое посвятило себя не воспроизведению природных явлений, скорее выражению души художника в музыкальном звучании».

В 1910 году в немецком Мурнау он пишет акварелью первую в мире беспредметную композицию. Вокруг художника собираются

не десятки, а сотни подражателей, учеников. Кандинский создает ключевую для Европы художественную
группу «Синий всадник» и задает импульс современному искусству.

В своих картинах авангардист оставит зрителю главный манифест: жить жизнью полной цвета как на его полотнах.

1

Без названия (Первая абстрактная акварель). Василий Кандинский. 1910 год

2

Василий Кандинский. Синий всадник (обложка альманаха)

3

Василий Кандинский, «Синий всадник», 1910 год

1

Без названия (Первая абстрактная акварель). Василий Кандинский. 1910 год

3

Василий Кандинский,
«Синий всадник», 1910 год

2

Василий Кандинский.
Синий всадник (обложка альманаха)

МАРК ШАГАЛ

M

ечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались

к искусству, – воплощаются», – напишет Марк Шагал, когда откроет в родном Витебске Народное художественное
училище. Преподавать туда он пригласит Малевича. Свою диаметральную противоположность.

M

ечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то

по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались

к искусству, – воплощаются», – напишет Марк Шагал, когда откроет в родном Витебске Народное художественное
училище. Преподавать туда
он пригласит Малевича. Свою диаметральную противоположность.

Ф

игуративная поэзия и субъективизм Шагала против беспредметности и концептуализма Малевича.
Между художниками случается конфликт, который заканчивается отъездом с малой родины Шагала.

Однако Витебск всегда останется в его сюжетах: дома с двускатными крышами, Спасо-Преображенский храм, который виднелся из родительских окон, скрипачи на крышах, козы и коровы – все эти образы из детства переходят из картины в картину и вместе создают тот особый мир на холсте.

Ради Шагала парижский Лувр нарушит одно из главных правил – не проводить прижизненные выставки художников.

Фигуративная поэзия и субъективизм Шагала против беспредметности и концептуализма Малевича.

Между художниками случается конфликт, который заканчивается отъездом с малой родины Шагала.

Однако Витебск всегда останется в его
сюжетах: дома с двускатными крышами, Спасо-Преображенский храм, который виднелся
из родительских окон, скрипачи на крышах,
козы и коровы – все эти образы из детства переходят из картины в картину и вместе создают тот особый мир на холсте.

Ради Шагала парижский Лувр нарушит одно
из главных правил – не проводить прижизненные выставки художников.

«День Рождения», Марк Шагал,
1915 год

«ПРОГУЛКА», Марк Шагал,
1917-1918 года

«СИНИЙ ДОМ». Марк Шагал,
1917 год

НАД ГОРОДОМ». Марк Шагал,
1914-1918 года

«День Рождения», Марк Шагал, 1915 год

«ПРОГУЛКА», Марк Шагал, 1917-1918 года

«СИНИЙ ДОМ». Марк Шагал, 1917 год

НАД ГОРОДОМ».
Марк Шагал,
1914-1918 года

photo

ВЛАДИМИР ТАТЛИН

Ш

агал – не единственный, с кем ссорится Малевич. Его спор с авангардистом Татлиным становится самой обсуждаемой проблемой искусства XX века.

Владимир Татлин противопоставляет супрематизму свой лозунг: «Не к старому, не к новому, а к нужному!». Художник-бунтарь вдохновляется техникой. Он заявляет, что революция в изобразительном искусстве уже свершилась. Теперь в его основе: материал, объем и конструкция. Их Татлин объединяет в новое направление – конструктивизм. И начинает работать над главным своим произведением «Угловой контррельеф».

«Башня Татлина» вызывает ярость консерваторов, но становится настоящей мировой сенсацией. В 1920 году дадаисты Гросс и Хартфилд фотографируются с плакатом «Искусство умерло! Да здравствует новое машинное искусство Татлина!»

Однако проект так и останется проектом. «Макет его не сохранился, но спираль надолго вошла основным конструктивным элементом во многие театральные постановки тех лет, в оформление праздничных демонстраций, в быт», – напишет писатель Исай Рахтанов.

И эта неудача лишь обострит конфликт художников.

Ш

агал – не единственный, с кем ссорится Малевич. Его спор
с авангардистом Татлиным

становится самой обсуждаемой проблемой искусства XX века.

Владимир Татлин противопоставляет супрематизму свой лозунг: «Не к старому, не к новому, а к нужному!».

Художник-бунтарь вдохновляется техникой.
Он заявляет, что революция в изобразительном искусстве уже свершилась. Теперь в его основе: материал, объем и конструкция. Их Татлин объединяет в новое направление – конструктивизм. И начинает работать над главным своим произведением «Угловой контррельеф».

«Башня Татлина» вызывает ярость консерваторов, но становится настоящей мировой сенсацией. В 1920 году дадаисты
Гросс и Хартфилд фотографируются с плакатом «Искусство умерло! Да здравствует новое машинное искусство Татлина!»

Однако проект так и останется проектом. «Макет его не сохранился, но спираль надолго вошла основным конструктивным элементом во многие театральные постановки тех лет, в оформление праздничных демонстраций, в быт», – напишет писатель Исай Рахтанов.

И эта неудача лишь обострит конфликт художников.

«Когда Малевич умер, его тело привезли в Москву. Владимир Татлин подошел и сказал: «Притворяется», – будет вспоминать Николай Харджиев.

В. Татлин «Автопортрет в матросской форме», 1911 год. Государственный Русский музей

В. Татлин, портрет К. Малевича
1912—1913 года

Модель памятника III-го Интернационала 1919 год

Эскиз декорации «Лес» к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя», 1913 год. Художник В. Татлин. Государственная Третьяковская галерея

В. Татлин «Автопортрет в матросской форме», 1911 год. Государственный Русский музей

В. Татлин, портрет К. Малевича, 1912—
1913 года

Модель памятника III-го Интернационала 1919 год

Эскиз декорации «Лес» к опере Михаила Глинки «Жизнь
за царя», 1913 год. Художник В. Татлин. Государственная Третьяковская галерея

ИЛЬЯ КАБАКОВ

Ш

середине 1980-х Илья Кабаков пишет о эссе харизматичной роли Казимира Малевича, который увлек за собой в неизвестность целое поколение художников. Свою работу он называет «В будущее возьмут не всех».

В том же тексте Кабаков вспоминает о своем становлении и учебе в школе, где отличников награждали поездкой в пионерский лагерь.

Ш

середине 1980-х Илья Кабаков пишет
о эссе харизматичной роли Казимира Малевича, который увлек за собой

в неизвестность целое поколение художников. Свою работу он называет «В будущее возьмут не всех».

В том же тексте Кабаков вспоминает о своем становлении и учебе в школе, где отличников награждали поездкой в пионерский лагерь.

«Ровно так же в историю искусств записывают имена одних художников, а другие предают забвению», – заканчивает он.

Самого Кабакова не придадут забвению. Его работы разойдутся по лучшим мировым коллекция, а в Эрмитаже откроют Зал Кабаковых с известной инсталляцией «Шкаф» об атмосфере советского быта.

А изобретенному жанру тотальной инсталляции, где произведением становится не сам объект, а придуманное пространство вокруг него, будут подражать молодые художники и архитекторы по всему миру.

Самого Кабакова не придадут забвению.
Его работы разойдутся по лучшим мировым коллекция, а в Эрмитаже откроют Зал Кабаковых с известной инсталляцией
«Шкаф» об атмосфере советского быта.

А изобретенному жанру тотальной инсталляции, где произведением становится не сам объект,
а придуманное пространство вокруг него, будут подражать молодые художники и архитекторы
по всему миру.

Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «Туалет» на выставке Documenta. Кассель (ФРГ). 1992 год. Музей современного искусства (Гент)

Илья Кабаков. «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», 1985 год. Париж

Илья Кабаков. Ящик с мусором. 1981 год. Государственная Третьяковская Галерея

Илья Кабаков. Автопортрет , 1962 год. Частная коллекция.

Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «Туалет»
на выставке Documenta. Кассель (ФРГ). 1992 год. Музей современного искусства (Гент)

Илья Кабаков. «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», 1985 год. Париж

Илья Кабаков. Ящик с мусором. 1981 год. Государственная Третьяковская Галерея

Илья Кабаков. Автопортрет , 1962 год. Частная коллекция.

В феврале 1920 года по Витебску развешивают афиши двух премьер: «Победа над солнцем» и «Супрематический балет». Зрителей предупреждают, что
музыка по техническим причинам отменяется, опера будет на самом деле драмой, а танец из балетной постановки убирают за ненадобностью. Опера без музыки, балет без танцев. Такое мог выдумать только Казимир Малевич или его последователи. В «Супрематическом балете», который и поставила ученица Малевича Нина Коган, по сцене вместо танцовщиков двигаются геометрические фигуры. Черный квадрат и красный круг – все исполнители одеты в супрематические костюмы. Годы спустя этим решением будут вдохновляться и Кандинский, и абстракционисты двадцатого века, а в двадцать первом – самые яркие представители совриска.

В феврале 1920 года по Витебску развешивают афиши двух премьер: «Победа над солнцем» и «Супрематический балет». Зрителей предупреждают,
что музыка по техническим причинам отменяется, опера будет на самом деле драмой,
а танец из балетной постановки убирают за ненадобностью. Опера без музыки, балет
без танцев. Такое мог выдумать только Казимир Малевич
или его последователи.
В «Супрематическом балете», который и поставила ученица Малевича Нина Коган, по сцене вместо танцовщиков двигаются геометрические фигуры. Черный квадрат и красный круг – все исполнители одеты
в супрематические костюмы. Годы спустя этим решением будут вдохновляться
и Кандинский,
и абстракционисты
двадцатого века, а в двадцать первом – самые яркие представители совриска.

РОМАН ЕРМАКОВ

В

2015 году на Альтернативной неделе моды в Берлине Роман Ермаков выводит на подиум моделей в костюмах раковины. Его костюмы активно показывают на всевозможных фестивалях, а самого художника в 2019 году приглашают на международную выставку «Инновационный костюм XXI века: Новое поколение» в качестве хедлайнера.

Позднее серию «живых скульптур» дополнят и черные комбинезоны, и яркие светящиеся детали. Теперь при съемках в темноте видно лишь сияние. Оно же энергетическое тело человека.

А далее из перформативных костюмов вырастают полноценные скульптуры. Так, перед екатеринбургским Дворцом молодежи устанавливают шестиметровый супрематический «Эль Небоскреб» из 17 разноцветных деталей. Арт-объект посвящен соратнику Малевича Эль Лисицкому.

«Танцующая ось пятого измерения», «Стабильная композиция» и «Юла» – все продолжают «танцевать» даже в статичном положении.

В

2015 году на Альтернативной неделе моды в Берлине Роман Ермаков выводит на подиум моделей в костюмах

раковины. Его костюмы активно показывают
на всевозможных фестивалях, а самого художника в 2019 году приглашают
на международную выставку
«Инновационный костюм XXI века:
Новое поколение» в качестве хедлайнера.

Позднее серию «живых скульптур» дополнят
и черные комбинезоны, и яркие светящиеся детали. Теперь при съемках в темноте видно лишь сияние. Оно же энергетическое тело человека.

А далее из перформативных костюмов вырастают полноценные скульптуры.
Так, перед екатеринбургским Дворцом молодежи устанавливают шестиметровый супрематический «Эль Небоскреб»
из 17 разноцветных деталей. Арт-объект посвящен соратнику Малевича Эль Лисицкому.

«Танцующая ось пятого измерения», «Стабильная композиция» и «Юла» –
все продолжают «танцевать»
даже в статичном положении.

Роман Ермаков. Скульптура «Стабильная композиция» во время выставки паблик-арта «Красный сад» на Красной Площади, 2021 год. Фото: ОЛЬГА АЛЕКСЕЕНКО

Скульптуры Романа Ермакова на выставке «Танцующая ось пятого измерения» в галерее «Здесь на Таганке», 2019 год. Фото: Роман Ермаков

3D визуализация скульптур из проекта «Танцующая ось пятого измерения».

Романа Ермакова «Живые скульптуры»

Роман Ермаков. Скульптура «Стабильная композиция» во время выставки паблик-арта «Красный сад» на Красной Площади, 2021 год. Фото: ОЛЬГА АЛЕКСЕЕНКО

Скульптуры Романа Ермакова на выставке «Танцующая ось пятого измерения» в галерее «Здесь на Таганке», 2019 год. Фото: Роман Ермаков

3D визуализация скульптур из проекта «Танцующая ось пятого измерения».

Романа Ермакова «Живые скульптуры»

САША ФРОЛОВА

П

редназначение артиста, по мнению авангардистов, двигать человеческий прогресс. «Именно писатели-

фантасты, художники еще 200–300 лет назад создали нашу сегодняшнюю реальность. Сегодня мы, художники, создаем реальность завтрашнего дня», – описывает свою миссию Саша Фролова, известная своими параллельными мирами в эстетике ретрофутуризма.

Предназначение артиста,
по мнению авангардистов, двигать человеческий прогресс. «Именно писатели-фантасты,

художники еще 200–300 лет назад создали нашу сегодняшнюю реальность. Сегодня мы, художники, создаем реальность завтрашнего дня», – описывает свою миссию Саша Фролова, известная своими параллельными мирами в эстетике ретрофутуризма.

Она работает в жанре перфоманса и видеопортрета, создает сценографию, соединяет высокую моду с психоделикой.

Ее герои носят объемные надувные прически и латексные костюмы, как бы заменяя свою кожу на искусственную. Она и передать эмоции поможет, и защитит от столкновения с реальностью. Яркие цвета перформативных костюмов управляют сознанием без нашего контроля, а разные виды пластика и полимеров в скульптурах, как по заветам Малевича, создают невесомую монументальность и уникальный микрокосм.

Она работает в жанре перфоманса
и видеопортрета, создает сценографию, соединяет высокую моду с психоделикой.

Ее герои носят объемные надувные прически
и латексные костюмы, как бы заменяя свою кожу на искусственную. Она и передать эмоции

поможет, и защитит от столкновения
с реальностью. Яркие цвета перформативных костюмов управляют сознанием без нашего контроля, а разные виды пластика и полимеров в скульптурах, как по заветам Малевича, создают невесомую монументальность
и уникальный микрокосм.

Саша Фролова. Baroque. 2015 год. Фото: Ирина Воителева

Саша Фролова. «Люболет». 2008 год. Фото: Анна Питич

Саша Фролова. Artnight Venezia. 2013 год. Фото: Sasha Frolova

Фото из личного архива Саши Фроловой

Фото из личного архива Саши Фроловой

ЮРИЙ ОМЕЛЬЧЕНКО

C

иний конь» Кандинского, «УНОВИС» Эль Лисицкого и «Объединение новых течений в искусстве» Татлина. Художники объединяются в группы, чтобы продвигать и популяризировать свои идеи и произведения. Но в XXI веке, эпоху соцсетей живописец, артист перфоманса или графический дизайнер предоставлен сам себе.

C

иний конь» Кандинского, «УНОВИС» Эль Лисицкого и «Объединение новых течений в искусстве» Татлина.

Художники объединяются в группы, чтобы продвигать и популяризировать свои идеи и произведения. Но в XXI веке, эпоху соцсетей живописец, артист перфоманса или графический дизайнер предоставлен сам себе.

На проблему обращает внимание Юрий Омельченко: «Я начал знакомится с художественной жизнью и понял, что это такой междусобойчик. Вещи вроде делаются великие, художники создают потрясающие произведения, искусство вечности, но ты выходишь за порог, например, Винзавода или Гаража – не важно, какого размера институция – и дальше всё. Два издания написали, одну картинку купили с горем пополам одни и те же коллекционеры и на этом всё умерло».

На проблему обращает внимание Юрий Омельченко:
«Я начал знакомится
с художественной жизнью
и понял, что это такой междусобойчик. Вещи вроде делаются великие, художники создают потрясающие произведения, искусство вечности, но ты выходишь
за порог, например, Винзавода или Гаража – не важно, какого размера институция – и дальше всё. Два издания написали,
одну картинку купили с горем пополам одни и те
же коллекционеры
и на этом всё умерло».

Так появился его ARTпатруль. Проект-исследование, главный популяризатор современного искусства. Он познакомил российского интернет-пользователя с такими мэтрами как Павел Пепперштейн, Михаил Шемякин, Вадим Космачев, открыл им новые имена и провел его на главные ярмарки совриска от Cosmoscow до ARTbasel.

Так появился его ARTпатруль. Проект-исследование, главный популяризатор современного искусства. Он познакомил российского интернет-пользователя с такими мэтрами как Павел Пепперштейн, Михаил

Шемякин, Вадим Космачев, открыл им новые имена и провел его на главные ярмарки совриска от Cosmoscow до ARTbasel.

Работы из личного архива Юрия Омельченко

ДМИТРИЙ ЛАМОНОВ

В

начале было Слово. «Словом» и называет свою работу Дмитрий Ламонов для конкурса Worlds от масштабного коммьюнити NFT 256. Каждый из 90 художников со всего мира делает картину
со своим внутренним миром. В мире Ламонова – пиксель-арт с русскими народными промыслами.

Он создает свой уникальный стиль на стыке традиций и цифровых технологий. Сегодня его работы украшают здания в Екатеринбурге, Химках и других городах России. А в музее Жостовской фабрики представлен авторский поднос с осовремененной декоративной росписью.

В

начале было Слово. «Словом»
и называет свою работу Дмитрий Ламонов для конкурса Worlds

от масштабного коммьюнити NFT 256. Каждый из 90 художников со всего мира делает картину со своим внутренним миром. В мире Ламонова – пиксель-арт с русскими народными промыслами.

Он создает свой уникальный стиль на стыке традиций и цифровых технологий. Сегодня его работы украшают здания в Екатеринбурге, Химках и других городах России. А в музее Жостовской фабрики представлен авторский поднос с осовремененной декоративной росписью.

Мурал в Ростове-на-Дону в рамках фестиваля уличного искусства «Ничего страшного», 2022 год

Мурал в «ЖК Солнечная система» в подмосковных Химках. 2022 год

«Две крепости» Роспись заброшенных цистерн в рамках фестиваля стрит-арта «Stenograffia» в Екатеринбурге, 2022 год

Мурал в Иркутске создан в рамках фестиваля уличного искусства «Голос улиц», 2022 год

Мурал в Ростове-на-Дону в рамках фестиваля уличного искусства «Ничего страшного», 2022 год

Мурал в «ЖК Солнечная система» в подмосковных Химках. 2022 год

«Две крепости» Роспись заброшенных цистерн в рамках фестиваля стрит-арта «Stenograffia»
в Екатеринбурге, 2022 год

Мурал в Иркутске создан в рамках фестиваля уличного искусства «Голос улиц», 2022 год

ДМИТРИЙ АСКЕ

В

2010 году авторитетный нью-йоркский журнал Print Magazine выпускает список двадцати самых талантливых молодых графических художников со всего мира, куда включает российского граффити-райтера Дмитрия Аске. Советская мозаика, конструктор Lego, компьютерные игры из 90-х, произведения Гогена и Кандинского – смешались в уникальном стиле молодого художника.

Его многослойные фанерные рельефы и монументальная графика начинают выставлять на биеннале «Артмосфера» и выставках Третьяковской галереии, экспонировать в Бельгии, Великобритании, Германии, Мексике и США.

Передовые галереи интересует уникальная и узнаваемая у посетителя стилистика – изображения из четко очерченных геометрических форм, заполненных яркими цветами. Москву, Салават, Выксу и Мангейм – граффити в духе Аске. Каждый по очереди приглашает художника украсить городской фасад своей работой.

В

2010 году авторитетный нью-йоркский журнал Print Magazine выпускает список двадцати самых

талантливых молодых графических художников со всего мира, куда включает российского граффити-райтера Дмитрия Аске. Советская мозаика, конструктор Lego, компьютерные игры из 90-х, произведения Гогена и Кандинского – смешались в уникальном стиле молодого художника.

Его многослойные фанерные рельефы
и монументальная графика начинают выставлять на биеннале «Артмосфера»
и выставках Третьяковской галереии, экспонировать в Бельгии, Великобритании, Германии, Мексике и США.

Передовые галереи интересует уникальная
и узнаваемая у посетителя стилистика – изображения из четко очерченных геометрических форм, заполненных яркими цветами. Москву, Салават, Выксу и Мангейм – граффити в духе Аске. Каждый по очереди приглашает художника украсить городской фасад своей работой.

Дмитрий Аске
Homeland, 1, 2016 год

Дмитрий Аске
Футбол из серии WHAT IS
THE GAME?, 2016 год

Дмитрий Аске
Властитель мира, 2019 год

Дмитрий Аске
Бетонные джунгли 4, 2014 год

Дмитрий Аске
Homeland, 1, 2016 год

Дмитрий Аске
Футбол из серии WHAT IS THE GAME?, 2016 год

Дмитрий Аске
Властитель мира, 2019 год

Дмитрий Аске
Бетонные джунгли 4, 2014 год

ИГОРЬ СЫСОЛЯТИН

В

2022 году в Москве открывают выставку «Россия в её иконе». Экспонаты – неизвестные произведения XV-XX веков из собрания Игоря Сысолятина. Так, коллекционер показывает тесное переплетение судеб страны и ее искусства, исторической и духовной жизни русского народа.

Около трехсот экспонатов показывают путь русского религиозного искусства: от классических средневековых памятников до стилистических экспериментов предреволюционных десятилетий.

Подобными работами, иконописью на новое течение в свое время вдохновлялись и Малевич, и Кандинский. Но не только. Один из главных предметов собрания коллекционера Игоря Сысолятина – икона «Распятие» XV века Московской школы иконописи.

В 1930-е годы эта работа выставлялась в составе знаменитой выставки Игоря Грабаря «Знакомство западного мира с русской иконой» и побудила главные мировые музеи создать собственные разделы древнерусского искусства.

В

2022 году в Москве открывают выставку «Россия в её иконе». Экспонаты – неизвестные произведения XV-XX

веков из собрания Игоря Сысолятина.
Так, коллекционер показывает тесное переплетение судеб страны и ее искусства, исторической и духовной жизни русского народа.

Около трехсот экспонатов показывают
путь русского религиозного искусства:
от классических средневековых памятников
до стилистических экспериментов предреволюционных десятилетий.

Подобными работами, иконописью на новое течение в свое время вдохновлялись и Малевич, и Кандинский. Но не только. Один из главных предметов собрания коллекционера Игоря Сысолятина – икона «Распятие» XV века Московской школы иконописи.

В 1930-е годы эта работа выставлялась
в составе знаменитой выставки Игоря Грабаря «Знакомство западного мира с русской иконой»
и побудила главные мировые музеи создать собственные разделы древнерусского искусства.

Воскресение Христово (Сошествие во ад) (из праздничного чина) 1640-е – 1650-е гг. Москва. Происхождение неизвестно. Находилась в галерее икон Морсинк (Амстердам). Приобретена в Нидерландах.д

Спас Нерукотворный 1686/1687 г. Кострома, круг мастеров Оружейной палаты. Василий Козмин (Козьмин). Происхождение неизвестно. Приобретена в Германии.

Распятие. Конец XV – начало XVI в., Новгород. В конце 1920-х гг. находилась в государственном музейном фонде, откуда была вывезена на зарубежную выставку русских икон. Экспонировалась в Лондоне и США. Приобретена в Германии.

Воскресение Христово (Сошествие
во ад) (из праздничного чина) 1640-е – 1650-е гг. Москва. Происхождение неизвестно. Находилась в галерее икон Морсинк (Амстердам). Приобретена в Нидерландах.

Спас Нерукотворный 1686/1687 г. Кострома, круг мастеров Оружейной палаты.
Василий Козмин (Козьмин). Происхождение неизвестно. Приобретена в Германии.

Распятие. Конец XV – начало XVI в., Новгород. В конце 1920-х гг. находилась в государственном музейном фонде, откуда была вывезена на зарубежную выставку русских икон. Экспонировалась в Лондоне и США. Приобретена в Германии.

СЕРГЕЙ КРИВОНДЕНЧЕНКОВ

В

2011 году Русский музей выпускает книгу «От иконы до Малевича», во вступительной статье, предваряющей альбом, рассказывают об основных этапах развития русского искусства.

Что было в этом промежутке? «Бурлаки на Волге» Репина, «Витязь на распутье» Васнецова и «Озеро» Левитана, «Оттепель» Васильева, «Грачи прилетели» Саврасова и «Неизвестная» Крамского. Все эти картины вошли не только в культурный код России, но и стали ее визуальным образом за рубежом, к которому часто обращаются за вдохновением. «Сидящий демон» Врубеля вдохновляет Пикассо на новый стиль, а сцены как с полотен

Шагала включают в голливудские фильмы.
Интерес массового зрителя тоже не утихает. В 2021 году на набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге выстраивается очередь. Все хотят попасть на новую экспозицию Русского музея «Преображенная природа», собравшую около 120 шедевров пейзажной живописи с 1819 года до самых современных художников.

Рядом с Айвазовским и Куинджи расположили «ноунеймов» для массового зрителя. Ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков применил этот ход не случайно. «Разбросанная» организация выставки как и микрокосмос Малевича только на первый взгляд кажется хаосом. Именно в смешанном тематическом порядке противоречия и складываются в безусловную гармонию.

В

2011 году Русский музей выпускает книгу «От иконы до Малевича»,
во вступительной статье,

предваряющей альбом, рассказывают об основных этапах развития русского искусства.

Что было в этом промежутке? «Бурлаки на Волге» Репина, «Витязь на распутье» Васнецова и «Озеро» Левитана, «Оттепель» Васильева, «Грачи прилетели» Саврасова и «Неизвестная» Крамского. Все эти картины вошли не только
в культурный код России, но и стали ее

визуальным образом за рубежом, к которому часто обращаются за вдохновением. «Сидящий демон» Врубеля вдохновляет Пикассо на новый стиль, а сцены как с полотен Шагала включают
в голливудские фильмы.


Интерес массового зрителя тоже не утихает.
В 2021 году на набережной канала Грибоедова
в Санкт-Петербурге выстраивается очередь.

Все хотят попасть на новую экспозицию Русского музея «Преображенная природа», собравшую около 120 шедевров пейзажной живописи с 1819 года до самых современных художников.

Рядом с Айвазовским и Куинджи расположили «ноунеймов» для массового зрителя. Ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков применил этот ход не случайно. «Разбросанная» организация

выставки как и микрокосмос Малевича
только на первый взгляд кажется хаосом. Именно в смешанном тематическом
порядке противоречия и складываются
в безусловную гармонию.

Исаак Ильич Левитан Озеро Русь 1899-1990 годы

Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге 1870-1873 годы

Иван Иванович Шишкин Корабельная роща 1898 год

Васнецов Витязь на распутье 1882 год

Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге 1870-1873 годы

Исаак Ильич Левитан Озеро Русь 1899-1990 годы

Иван Иванович Шишкин Корабельная роща 1898 год

Васнецов Витязь на распутье 1882 год

Супрематизм и беспредметные плоскости Малевича, абстракции Кандинского, цвета Шагала и конструкции Татлина стали важным толчком для развития всего XX века. Сегодня мы видим наследие русских художников в поп-арте, минимализме, анимации, балете, театре и даже промышленном дизайне.

Супрематизм и беспредметные плоскости Малевича, абстракции Кандинского, цвета Шагала и конструкции Татлина стали важным толчком для развития всего XX века.
Сегодня мы видим наследие русских художников в поп-арте, минимализме, анимации, балете, театре и даже промышленном дизайне.